Виктор Климов: «Совершенствование закона – ответ на вызовы времени»

Конституционная реформа, принятые и грядущие изменения в законодательстве, отмена смертной казни, – главные темы интервью Zarya.by с прокурором Брестской области Виктором Климовым

 

– Виктор Дмитриевич, с 1 марта 2021 года начал действовать обновленный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. С учетом повышенного внимания к его нынешнему содержанию поясните, какие меры ответственности полагаются по статьям, связанным с оскорблением должностного лица при исполнении им служебных обязанностей?

 

– Согласно действующему законодательству, должностным является физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции либо уполномоченное в установленном порядке организациями на совершение юридически значимых действий. Соответственно статьей 24.4 КоАП предусмотрена повышенная ответственность за оскорбление должностного лица при исполнении им своих служебных полномочий, в том числе если такие действия совершаются в компьютерной сети интернет: за указанное правонарушение в отношении виновного лица может быть применено взыскание в виде штрафа в размере до 200 базовых величин, общественных работ и административного ареста.

 

Вместе с тем за оскорбление лиц, не являющихся должностными, также установлена административная ответственность в соответствии со статьей 10.2 КоАП: оскорбление в публичном выступлении или СМИ влечет те же меры наказания.

 

– Обеспечению правопорядка во время проведения массовых мероприятий должно содействовать в том числе и внесение изменений в действующее законодательство. Какая административная и уголовная ответственность предусматривается за организацию протестных акций и деструктивную деятельность?

 

– В настоящее время вносимые изменения в законодательство направлены на усиление ответственности организаторов и участников протестных акций. При этом важно помнить: эффективность ответственности не столько в суровости, сколько в ее неотвратимости.

 

В частности, согласно новому КоАП дифференцирована ответственность организаторов и участников несанкционированных массовых мероприятий. В то же время участие в таких мероприятиях за вознаграждение влечет более строгое наказание.

 

За повторное нарушение порядка проведения массовых мероприятий может применяться административный арест сроком на 30 суток, что является специальной нормой по отношению к иным правонарушениям: то есть за совершение иных правонарушений может быть наложен арест сроком на 15 суток. Вместе с тем, если протестные акции переходят в действия, грубо нарушающие общественный порядок, сопряженные с повреждением и уничтожением имущества, насилием, неповиновением законным требованиям представителей власти, в таких случаях установлена уголовная ответственность по статьям 293, 342 и другим УК РБ.

 

– Конституционное реформирование – особый предмет обсуждений – предполагает актуализацию ряда отдельных вопросов.

 

– Определенные корректировки и предложения, касающиеся изменений в Конституции, в настоящее время готовятся, однако сам лично не отношусь к сторонникам больших перемен. Наверное, так сложилось: мы не в должной мере ценим то, что у нас есть, видимо, просто потому, что уже просто привыкли к этому. Ситуация с общественным порядком за несколько десятилетий изменилась кардинально – в лучшую сторону. После проведения прошлогодних  президентских выборов в настоящее время общественный порядок в целом восстановлен, каких-либо серьезных правонарушений в сфере общественной безопасности не происходит: общество будоражат только в интернет-ресурсах.

 

Надо осознавать: любое изменение в Закон, тем более Основной, предполагает очень большую ответственность.

 

 

 

 – На диалоговых площадках часто обсуждается вопрос отмены смертной казни в Беларуси. По вашему мнению, каким образом влияет наличие или отсутствие в государстве исключительной меры наказания на уровень преступности?

 

– Данная тема непростая – неоднозначная, дискуссионная. На территории европейских стран смертная казнь либо отсутствует, либо   на ее применение введен мораторий, в то же время в некоторых высокоразвитых, прогрессивных государствах – в 28 штатах тех же Соединенных Штатов Америки – эта мера есть. Примечательно, что граждане ряда стран, где действует мораторий, выступают против каких-либо ограничений, касающихся применения смертной казни. Точно так же и в нашем обществе мнения разделены: одна его часть руководствуется гуманными мотивами, другая считает, что смертная казнь – это справедливое возмездие за содеянное, и она должна существовать.

 

Если мы говорим о борьбе с серьезной организованной преступностью, то смертная казнь в данном плане является достаточно эффективным сдерживающим фактором. Считаю, что наличие смертной казни, особенно в период второй половины девяностых, сыграло свою положительную роль, и сегодня той дерзкой вооруженной организованной преступности уже нет, и по-новому поднять голову ей не дает, не в последнюю очередь, суровый дамоклов меч правосудия. Как результат – если на территории Брестской области с 2008 по 2012 годы было совершено 176 убийств, ответственность за которые предусмотрена частью 2-й статьи 139 УК, то с 2016-го по 2020 год – 108, то есть их количество сократилось на 40 процентов. В целом за последние годы в стране уменьшилось общее число приговоров по статьям, в которых предусмотрена смертная казнь. Например, по части 2-й статьи 139 УК («Умышленное убийство») в 2001 году было вынесено 474 приговора, а в 2020-м – 241: то есть число тяжких преступлений, за которые можно казнить, существенно сократилось.

 

Важный момент: принимая решение о сохранении или отмене смертной казни, нельзя сбрасывать со счетов общественное мнение. На республиканском референдуме 1996 года подавляющее большинство белорусских граждан – 80,44% – высказались против отмены смертной казни. Но время идет, меняются ситуация и обстановка, а вместе с ними и мнения людей, поэтому, возможно, сегодня приведенная цифра была бы другой.

 

Главным аргументом против применения смертной казни обычно называют потенциальную вероятность ошибки правоохранительной системы – когда судят и приговаривают к высшей мере наказания невиновного. Однако сегодня даже гипотетическое допущение такой ошибки сводится к минимуму благодаря высоким технологиям, позволяющим определить геном на месте преступления, по биллингу номера телефона, операциям с банковской карточкой, записям с камер наблюдения проверить достоверность алиби.

 

– Когда возникает необходимость в корректировке действующего законодательства?

 

– Конечно, хорошо, когда нормативно-правовая база стабильна, и правоприменительная практика отработана, однако многие обстоятельства побуждают вносить в них соответствующие коррективы. По сути, совершенствование законодательства – это ответ на постоянно появляющиеся новые вызовы времени. И такой ответ позволяет правоохранительным органам, всей государственной системе реагировать на них оперативно, жестко и – эффективно.

 

Пожалуй, наиболее яркий пример – ситуация с распространением спайсов, которые еще не так давно фактически свободно продавались в пакетиках на улицах, Комаровском рынке – да где угодно. Что приводило к по-настоящему страшным последствиям: пока одни превращали такие продажи в высокодоходный бизнес, делали на этом большие деньги, другие быстро деградировали, становились неуправляемыми, совершали суициды и преступления в состоянии наркотического опьянения. Законодательно выстроенная система позволила органам внутренних дел существенно снизить «градус» актуальности проблемы. И пускай кто-то высказывает недовольство по поводу больших сроков за распространение наркотических веществ в Беларуси – важен положительный результат противодействия таким «торговцам».

 

Сейчас набирает обороты иная проблема – нарастающей активности кибермошенников. От их действий пострадал даже сотрудник одного из белорусских банков, занимающий высокую должность!  Эти «продвинутые» мастера обмана постоянно совершенствуются, применяют всё новые методы завладения средствами граждан, которые находятся на электронных счетах, в том числе и на банковской карточке, что не может не дестабилизировать обстановку: представьте настроение и состояние людей, особенно пенсионеров, лишившихся сразу всех своих сбережений! Раскрываемость этих преступлений низкая, потому что преступники, как правило, находятся за рубежом, вычислить их и привлечь к установленной законом ответственности крайне сложно. Преступления в сфере высоких технологий составляют уже почти треть от всех, совершенных на территории области, и это очень много – на уровне прямой угрозы национальной безопасности. Соответственно сейчас особенно нужны бдительность, знание определенных простых правил при совершении электронных платежей и – нераспространение своих персональных данных.

 

 

Беседовал Евгений ЛИТВИНОВИЧ

 

Опубликовано: 09:45 - 22.03.2021г.
Поделиться новостью