Анатолий Иванович шутливо называет себя осколком Второй мировой войны, случайно попавшим в Пинск. Родился в Москве в обычной семье. Жили они, как и большинство родственников, в центре города, на улице Мясницкой. К слову, бабушка Елена Степановна втайне крестила внука.
Все перевернул 1941 год. Тогда Анатолию исполнилось шесть лет. Запомнились объявление по радиоточке о начале войны, а еще сигналы о воздушной тревоге, которые стали обыденностью. Они звучали преимущественно вечером, и москвичи бежали в ближайшие станции метро – в бомбоубежище. Семья Сухининых спешила к станции «Красные ворота», которая находилась в пяти минутах ходьбы. Картина, где люди спешно заполонили не только перрон, но буквально все пространство, до сих пор стоит перед глазами. Спать приходилось там же даже, на рельсах. Мать, Анна Степановна, хотя времени на сборы и не было, предусмотрительно брала с собой плед – для детей Люды и Толика.
В конце августа – начале сентября 1941-го была объявлена эвакуация москвичей. И в первую очередь семей с детьми. Так Сухинины попали в районный город Киквидзе Сталинградской области и пробыли там до мая 1944-го. В 1942 году Толя пошел в школу. Занятия проходили в большом помещении, за партами сидели три класса. Для каждого была своя доска, а вот учитель – один. Жили в подвале. Голод, холод, скудость во всем… Хотелось домой. С трудом попали в Москву, где въезд был только по спецпропускам. Бабушка Анатолия так и не эвакуировалась, осталась в родном городе. Она исправно платила не только за свою, но и за квартиру своих детей, чем сохранила им жилье. Ох уж эти бабушки! Дорогие наши «белые платочки»! Именно они молились за всех в церквях, добывали кусок хлеба детям, внукам, трудились не покладая рук, по возможности сохраняли жилье. Героини в тылу! Это не без их помощи была добыта Победа!
После войны был страшный голод. И бандитизм. Атмосфера того времени была примерно такой, как показана в знаменитом фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», и даже похлеще.
В 1946 году Анатолий стал круглым сиротой: умерла мама, отец погиб во время войны. Старшая сестра Людмила выросла, но еще не могла взять на содержание брата. Так мальчик попал в детский дом в городе Загорск (ныне Сергиев Посад).
– Одевали нас хорошо, но все время очень хотелось есть, –вспоминает Анатолий Иванович. – Ребята воровали с кухни подгнившую картошку, обрезали и ели ее сырую. Помню, как болели от этого у нас животы! Но пробыл я там только год. В детдоме состоялось музыкальное прослушивание, искали талантливых детей для 2-й Московской школы военно-музыкантских воспитанников. И я прошел отбор. Это был переломный момент в моей жизни. Четыре года был воспитанником данной школы и, как говорится, горя не знал. Кормили нас по курсантской норме: первое, второе плюс сливочное масло и десерт в виде киселя. Вы знаете, я, как и многие дети войны, до сих пор все ем с хлебом! Ем и не могу наесться. Так я стал профессиональным музыкантом по классу флейты. По распределению попал в Беларусь, в Уручье. Затем – в военное училище города Череповца Вологодской области. В звании лейтенанта прибыл в 128-й отдельный батальон химической защиты города Старые Дороги. Там и познакомился с будущей женой Тамарой Денисовной. Вырастили двух сыновей – Юрия и Сергея.
С 1955 до 1960 года Анатолий Сухинин проходил службу на офицерских должностях в Белорусском воинском округе. Затем до 1982-го – в ракетных войсках стратегического назначения на должностях преподавателя, старшего преподавателя учебного центра ракетных войск по подготовке младших специалистов для частей РВСН города Острова, начальника химической службы 24-го и 85-го ракетных полков.
– В феврале 1963 года мне предложили должность начальника химической службы 24-го ракетного полка, который дислоцировался в Заполярье (Мурманская область, поселок Песчаный), – вспоминает Анатолий Иванович. – Не только служба, но и быт были обусловлены суровыми условиями. Это борьба со снежными заносами, низкими температурами, недостатком кислорода в воздухе, длинными полярными ночами. Ребята шутили, что там «девять месяцев зима, а остальное – лето». Было сложно. Но, слава Богу, за пять с половиной лет службы у нас не произошло ни одного случая отравления или поражения личного состава компонентами ракетного топлива. Одним из самых ярких событий стал пуск ракет непосредственно с боевой позиции 1-го ракетного дивизиона. В этой важной и ответственной работе участвовали главный инженер генерал-майор Д.П. Любимов и другие генералы и офицеры служб армии.
После увольнения в запас Анатолий Сухинин работал в системе гражданской обороны города Пинска. С 1997 до 2005 года он инженер по гражданской обороне, охране труда и технике безопасности Пинской мослосырбазы.
В 2006 году майор Сухинин получил Благодарственное письмо Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. В 2020-м Анатолий Иванович был награжден Почетной грамотой городского Совета депутатов за многолетнее активное участие в ветеранском движении, личный вклад в работу по идейно-нравственному воспитанию молодежи. Несмотря на серьезный возраст, он и сейчас в строю. Жизнь продолжается!
С юбилеем, ветеран!
Елена ЖУК, г. Пинск
Фото автора