Ровно 70 лет назад вышел в свет известный роман Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту». В заголовке автор увековечил температуру воспламенения бумаги, а в культовом тексте оставил предупреждение потомкам. Свой вариант прочтения знаменитого романа-антиутопии представил на сцене Владимирского академического театра драмы московский режиссер Андрей Любимов.
Новый спектакль российского театра вошел в фестивальную программу «Белой Вежи».
«Наш спектакль «451 градус по Фаренгейту» – не о тех, кто безжалостно сжигает прошлое в угоду светлому будущему. Возможно, он окажется бальзамом и эликсиром жизни для тех, кому хватает мужества сохранять главное, что делает человека человеком – то самое духовное наследие», – обращаются создатели спектакля к своему зрителю. И погружают публику в мир, где идет война с книгами – хранителями мыслей, культуры, истории. Пожарники здесь не тушат, а поджигают, книги не читаются, а уничтожаются. На сцене из декораций – книжные полки до потолка и парящие телеэкраны, откуда нескончаемым потоком льется информационный мусор.
Огонь, пожирающий культуру, – подходящая метафора для действа, которое разворачивается на подмостках. Книги, как бабочки, шелестят крыльями страниц и сгорают. А расчеловеченные люди теряют способность думать, любить, мечтать.
– Я был немало удивлен, когда узнал, что режиссер Андрей Любимов, с которым у нас уже был опыт совместной работы, собирается ставить «451 градус по Фаренгейту». Я слабо представлял, как это можно сделать на театральной площадке. В процессе подготовки спектакля нам удавалось находить интересные сценические решения – это было не мукой, а радостью творчества, – рассказал актер Юрий Круценко, сыгравший брандмейстера Битти – начальника и антагониста главного героя Гая Монтэга.
Своего персонажа артист трактует не как воплощение зла, а скорее как совершенно разочаровавшегося в этом мире человека, который приближает неизбежный конец – движет мир к разрушению. «Это противоречивый герой – тем интересней его играть», – говорит Юрий Круценко.
Как отметила заместитель директора по развитию Владимирского академического театра драмы Виктория Туркова, премьерный спектакль этого года уже завоевал свою публику и собирает полные залы. «Постановка получилась современной, несмотря на то, что роман написан более полувека назад. Спектакль очень нравится молодежи. И что отрадно, многие из ребят после посещения театра хотят почитать саму книгу», – добавила она.
Брестскую публику творчество владимирских артистов также не оставило равнодушной. А вот у фестивальной команды критиков и театроведов к постановке возникли вопросы. Заявленный как трагифарс спектакль, по мнению экспертов, в большей степени тяготеет к жанру мюзикла.
Как считает театровед из России Алиса Литвинова, общая эстетика постановки выстроена в грохочущем ритме, который мешает зрителю переключиться на внутреннюю рефлексию. С коллегой солидарна театральный критик из Минска Надежда Бунцевич: «Этот материал предполагает прежде всего размышление. На первом месте должна стоять работа мысли зрителя. На мой взгляд, изначально был избран не тот путь, который должен привести зрителя к размышлениям о том, что же все-таки нам надо в современной жизни. Ведь главная мысль самого романа не в том, что есть противопоставление книги и телевизора, а как важно для каждого человека думать и вырабатывать собственную точку зрения».
Алена САЦУТА
Фото Александра ШУЛЬГАЧА