Митинг-реквием «Минувших лет святая память» 20 марта в Пружанах был посвящен всем заживо сожженным, расстрелянным, выгнанным из своих домов и погибшим от голода, холода, бомбежек и артобстрелов, угнанным и не вернувшимся из немецкого рабства…
Необычный монумент в виде догорающего пламени с крестом на вершине, символизирующий трагедию сожженных во время Великой Отечественной войны деревни Пружанщины, был торжественно открыт в райцентре 15 октября 2005 года. Его появление предопределили суровые и страшные события военной поры.
Сохранившаяся докладная записка Брестского антифашистского комитета секретарю Брестского подпольного обкома Сергею Сикорскому изобилует фактами преступлений, совершенных гитлеровскими оккупантами: по всему району (Пружанскому – примечание Е. Л.) во время боев, при отходе наших частей, немцами сожжены целиком деревни Заполье, Куляны, Власовичи, частично – Полонск, Пичуки. Во время большой облавы в 1942 году сожжена деревня Михалин, в то же время уничтожена полностью деревня Недельное. В августе 1943 года сожжена деревня Клепачи, во время пожара живьем сожгли 25 жителей. 22 января 1944 года сожжена деревня Байки – 130 хозяйств, вместе со всем населением в количестве 957 человек. К утру озверелые бандиты ворвались в село и учинили чудовищную кровавую расправу. Мужчины были расстреляны группами по 6-7 человек, раненых, терявших сознание бросали живьем в яму. Женщин сожгли в сараях. Страшную, мучительную смерть устроили детям: на них натравили пятнадцать собак, а затем, растерзанных и покалеченных, подожгли заживо … В черном списке сожженных деревень района также оказались Козлы, Силичи, Замошье, Постолово, Красное, Кушли, Косинщина, Яновцы, Клетное, Лихачи, Черные Лозы, Осетница, Шеневцы и другие …
И вот сейчас, холодным ветреным субботним утром, на митинг-реквием у памятника сожженным деревням собрались областное и районное руководство, представители общественных объединений, горожане разных возрастов – от только начинающих жить до тех, чьи детство и юность пришлись на те самые одновременно трагические и героические «пороховые сороковые».
Под приглушенный перезвон колоколов ведущие зачитывают воспоминания очевидцев злодеяний, для оправданий которых нет срока давности: «Зашли в хату, и, не говоря ничего, выстрелили в маму. Она еще вбежала в нашу комнату: «Детки!». Я сразу на печь взлетела, и девки за мной. Я у стенки была, потому и осталась жива. Один на кровать встал, чтобы выше, и стрелял из винтовки. Раз – зарядит, и снова – бах! Потом я слышала, как говорили, смеялись. Патефон был, так они завели, наши пластинки слушают. Поиграли и пошли. Я сползла с печи, печь красная-красная, мама на полу, а в окне горит деревня, и мы горим, школа тоже» …
К участникам митинга обращается председатель Брестского областного исполнительного комитета Юрий Шулейко:
— В этом году исполняется восемьдесят лет начала Великой Отечественной войны и семьдесят восемь – уничтожения Хатыни. Ее трагическую участь разделили многие деревни Беларуси, в том числе и Пружанского района. Память о жертвах сожженных деревень отзывается болью в сердцах белорусов. Для всего белорусского народа это большая трагедия, когда погибают люди, стираются с лица земли деревни, уничтожается прошлое. Память об этом мы должны сохранять и передавать детям и внукам. Чтобы они знали, через какие тяжести пришлось пройти предкам, и что фашизму нет места в нашей стране, а война не должна повториться, — подчеркнул Юрий Шулейко.
Пожелание присутствующим высказывает свидетель тех страшных событий — узница концлагеря «Озаричи» Софья Карпей:
— Мне повезло выжить в нечеловеческих условиях и дождаться освобождения. Теперь я пожилой человек. Хожу в церковь, молюсь Богу, чтобы такого больше не случилось не только в нашей стране, но и на всей планете. Чтобы детям и внукам не пришлось узнать того, что пришлось пережить в моем детстве.
От имени подрастающих поколений патриотов выступает председатель молодежного парламента при Пружанском районном Совете депутатов Алина Тарасевич:
— Можно только гордиться тем, что наш белорусский народ своим мужеством и героизмом внес большой вклад в разгром нацизма. Рожденные в послевоенное время, мы растем не зная, что такое вой сирены, оповещающей о бомбежке, что такое скудный паек и нетопленное жилище. Мы должны осознавать, что Победа – это не только огромная радость, но и безграничная скорбь. В Беларуси нет семей, которые бы ни затронула война. Моя бабушка совсем не помнила лица своего папы. На братских могилах и обелисках нет фотографий – только именные данные и количество захороненных. Надо помнить не только о героях, которые ценой собственных жизней отстояли мир и независимость Беларуси, но и о безымянных жертвах войны.
Метроном сухо отстукивает ритм ритуальной минуты молчания, у подножия монумента все больше и больше цветов. И вдруг, не прописанные в сценарии, на небе появляются ослепительное весеннее солнце и – клин возвращающихся домой, к своим гнездам, перелетных птиц.
Веикая Отечественная война принесла этой земле немало горя. Только на территории бывшего Ружанского района было расстреляно, замучено и сожжено живьем 5446 советских граждан, по всей Пружанщине, исходя из неполных данных – 11 347. Более тысячи человек прошли через каторжные работы в Германии. Уничтожено 57 деревень, шести из них так и не суждено было возродиться, но остается память – единственное, чем мы можем отблагодарить погибших в годы военного лихолетья. И сейчас скорбь и печаль должны обернуться мужеством и силой, чтобы навечно утвердить на земле мир и покой – без вихря пожаров, в которых сгорают человеческие жизни.
Призывая ценить возможность жить, любить и растить детей, с благодарностью относиться к тем, кто честно и самоотверженно выполняет свой долг по защите Отечества, ведущие завершают митинг-реквием на звенящей пронзительной финальной ноте:
— Вы не покорились в черные дни фашистского нашествия, смерть приняли, но огонь сердец ваших, вашей любви к Родине вовеки неугасим. Память о вас у нас навсегда, как бессмертна наша земля и как вечно яркое солнце над нею!
Евгений ЛИТВИНОВИЧ, фото Валерия КОРОЛЯ