В Кобринском военно-историческом музее имени А.В. Суворова продолжается реализация проекта «Экспонат для любопытных, или Из тайников музея». Каждый месяц обновляется выставка, которая состоит только из одного экспоната, который раньше не входил в состав постоянных экспозиций. Очередной предмет представлен посетителям в октябре.
Ендова, желоб, залив, кандея, муторма, котловина. Ряд этих странных слов можно продолжить, поскольку они являются синонимами.
Чтобы приблизиться к разгадке значения слова «ендова», за которым прячется представленный экспонат, процитируем сказку А.Н. Островского «Снегурочка»: «По знаку царя прислужники несут целых жареных быков и баранов с вызолоченными рогами, бочонки и ендовы с пивом и медом, разную посуду и все принадлежности пира». Из прочитанного следует, что это праздничная посуда, которая предназначалась для напитков, чаще спиртных.
Ендова из фондов Кобринского музея была приобретена у жителя Кобрина в 2004 году. Определить время изготовления данной конкретной утвари достаточно сложно. Тщательный осмотр посуды ничего не дал – клейма и другие знаки отсутствуют.
Посуда представляет собой круглую глубокую приземистую чашу с полуоткрытым носиком для слива. Тулово утвари украшено вертикальными рельефными бороздками. Поскольку ендова досталась музею в достаточно хорошем состоянии, то логично предположить, что в довоенное время ее еще использовали в быту.
Слово «ендова» пришло на Русь из Литвы и означает сосуд с рыльцем или носиком, чтобы удобнее было из него наливать.
Нет сведений, когда данный предмет праздничной посуды появился в обиходе, но упоминание о нем в документах вместе с другими видами посуды датируется XVI веком.
Они так же, как ковши, братины и скобкари являлись утварью, традиционной для русского застолья. Использовались для разлива напитков на пирах. Эти сосуды могли быть разных размеров: от вмещавших ведро пива, браги, вина, медовухи до совсем маленьких, вместимостью в четыреста миллилитров, или, как говорили в старину, «в две гривенки».
Ендовы не считались ценными предметами, которые следовало выставлять на лучшее место в доме, как это делалось, например, с братиной или ковшами. Исключение составляли серебряные ендовы, выполненные по заказу князей или их богатых приближённых.
Ендовы, как и другая медная утварь, изготавливались способом выколотки (дифовки). Выколотка, или дифовка, — один из способов холодной обработки металла. Эта техника основана на использовании пластичности металла, способного под ударами молотка «садиться», вытягиваться и изгибаться. В отличие от ковки для выколотки применяется только тонкий листовой металл, который обрабатывается в холодном состоянии. А от чеканки дифовка отличается тем, что вся работа от начала до конца ведется не чеканами, а выколоточными молотками на опорных инструментах.
Изготавливались ендовы не только из металла, но и из глины или древесины. Металлические ендовы, в отличие от деревянных, украшались довольно редко, так как они никогда не ставились на стол. Хозяйка только подносила их к столу, разливая вино, медовуху, брагу, пиво по чаркам и кубкам, и сразу же уносила. Из ендовы пили сообща «по кругу» или разливали каждому отдельно.
На Руси в праздничные дни нарядно одетые хозяйки с ендовами в руках у своих изб угощали прохожих напитками.
На белорусских землях прохожих с ендовой может и не встречали, но существовала определенная культура пития и традиция накрывать богатые столы. Самые древние алкогольные напитки белорусов – мед и пиво. Наиболее популярным крепким спиртным напитком была водка (гарэлка, вино горелое). В домах белорусской шляхты подавались ликеры, настойки и наливки на основе водки с добавлением трав и ягод, меда, специй, сахара – крупник, зубровка, крамбамбуля, троянка…
Такое разнообразие спиртных напитков сыграло с нашими предками злую шутку. В 1710 году властям Кобрина пришлось принять специальное постановление, ограничивавшее деятельность шинков и преследовавшее пьяниц. Печальный факт из биографии города…
Увидеть древнерусский сосуд под названием «ендова» можно в экспозиции «Семь столетий Кобрина».
Старший научный сотрудник Кобринского военно-исторического музея им. А.В. Суворова Лилия Кирилюк
Оставить комментарий