Белорусские тележурналисты провели разбор полета рейса Ryanair «Афины – Вильнюс» 23 мая. Посадка авиалайнера в Минске стала топовой новостью информагентства, а обсуждение ситуации продолжается по сей день.
Даже если фейк
Казалось бы, ничего не предвещало выхода из графика и сопутствующих связанных с этим проблем: обозначенным маршрутом лайнер названной авиакомпании летает каждую неделю по воскресеньям, взяв курс строго на север: находясь в пути менее трех часов, поочередно преодолевая территории Греции, Болгарии, Румынии, Украины, Беларуси и Литвы. Однако в тот раз с самого начала все пошло не так: самолет взлетел с некоторым опозданием.
Разбежку с чуть ли не поминутно распланированным графиком перекроили непредсказуемые неожиданные обстоятельства. В 12.25 того дня на электронную почту Национального аэропорта «Минск» пришло письмо, тема которого удивила, а текст – насторожил, особенно два его начальных предложения: первое – «Мы, солдаты ХАМАС, требуем, чтобы Израиль прекратил огонь в секторе Газа». Второе: «Мы требуем, чтобы Европейский Союз отказался от поддержки Израиля в этой войне». Если исходить из содержания текста, то под острие основного удара изначально подпадал круг совсем не предполагаемых по логике вещей адресатов. Но, вместе с тем, не подпадающие в тему, упоминаемые в содержании сообщения участники DELFI ECONOMIC FORUM, «возвращающиеся домой рейсом 4978». Это именно из-за них в самолет якобы заложили бомбу, которая при невыполнении озвученных требований должна была взорваться 23 мая над Вильнюсом.
Адресация письма, вызвавшего вполне понятную тревогу, географически относится к почтовому сервису, получившему постоянную «прописку» в Швейцарии, тем самым на законных основаниях уходящего от подчинения юрисдикции США и Евросоюза. Его пользователям с самого начала была обещана наиболее безопасная почта, однако всё чаще к ее услугами и ранее, и сегодня стараются прибегать граждане из категории откровенно сомнительных, ненадежных, а, попросту говоря – криминальных сфер. При этом широта географии распространения простирается в довольно значительных территориальных пределах, включающих такие развитые, цивилизованные демократические государства, как Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, и ряд других.
Нельзя не отметить: тема минирования по телефону или интернету наиболее важных объектов постепенно становится для Беларуси все более актуальной: если в 2019 году в нашей республике было зафиксировано 105 подобных случаев, то в 2020-м – уже 177. Точками воздействия, как правило, становились вокзалы, аэропорты, школы, торговые центры и госучреждения. При этом злоумышленники зачастую использовали тот самый ProtonMail.
Казалось бы, если сообщения с данного сервиса не подтверждаются, может быть, перестать обращать на них внимание? Вместе с тем во главу угла поставлены иные главенствующие приоритеты. «ИКАО – международная организация, которая является специализированным учреждением ООН. На все, что связано с полетами, – от аэропортов до воздушных судов, от метеоусловий до самих полетов и их безопасности, – она устанавливает правила, одинаковые во всем мире. По законам ИКАО в случае получения даже анонимной угрозы оценивать ее следует как реальную, чтобы обеспечить безопасность экипажа, пассажиров и людей на земле», поясняет директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Артем Сикорский.
Посадить в Минске, чтобы спасти Вильнюс?
Почти часовое документальное расследование оставляет после просмотра не в полной мере закрытую «черную дыру» вопросов постфактум, главный из которых – почему переговоры между бортом Ryanair и аэропортом Минска продолжались так долго? Надо отдать должное создателям фильма: хронология восстановлена в буквальном смысле слова по минутам и секундам.
В 12.25 лайнер пролетает над Волынской областью Украины, после вхождения в воздушное пространство Беларуси его тут же перенаправляют профессиональной команде диспетчеров Белаэронавигации. Командир тут же получает сообщение: «Довожу до вашего сведения, что у нас есть информация от спецслужб, что на вашем борту есть бомба и она может взорваться над Вильнюсом». Через непродолжительное время белорусский диспетчер дополняет: «Из соображений безопасности мы рекомендуем вам приземлиться в Национальном аэропорту «Минск».
Получив в буквальном смысле слова убойную информацию, пилот, тем не менее, просит время на раздумья, однако пауза откровенно затягивается. И только в 12.47.12 поступает четкий и понятный ответ: «Мы объявляем чрезвычайную ситуацию и намерены перенаправиться в аэропорт Минска».
А теперь окунемся в нехитрые и, тем не менее, интересные арифметические подсчеты. Скорость воздушного лайнера Boeing 737 равняется 900 километрам в час, то есть, за минуту он преодолевает расстояние, равное 15 километрам. К моменту разворота на аэропорт «Минск-2» до государственной белорусско-литовской границы оставалось чуть более 25 километров, непосредственно до аэропорта Вильнюса – немногим больше 75 километров. Таким образом, время подлета к литовскому воздушному пространству не превышало двух минут.
– У нас нет информации о том, какие переговоры вел экипаж в течение более 14 минут, за которые самолет оказался в районе населенного пункта Лида, со своей авиакомпанией, аэропортом Вильнюса, – констатирует белорусская сторона.
Согласно установленным правилам, ответственность за принятие решения, на каком аэродроме будет производиться посадка, лежит на экипаже воздушного судна. Однако можно предположить, что тут не обошлось без настоятельных, в приказном порядке, рекомендаций руководства авиакомпании и аэропорта Вильнюса.
По имеющимся данным, литовская сторона также получила письмо о бомбе на борту Ryanair, называется даже конкретное время – 12.33. Вместе с тем Вильнюс эту информацию не опровергает, но и не подтверждает. Судя по отсутствию любой, даже мало-мальской соответствующей ответной реакции действий в их аэропорту, можно предположить, что литовское руководство предпочло в рамках международного авиационного законодательства перенаправить потенциальную воздушную угрозу подальше в Минск. Там отреагировали незамедлительно: одних только машин МЧС из столицы, Минского и Смолевичского районов на площадку приземления прибыло 17! Лайнер останавливается в 13.24, через минуту подан первый трап, еще через 30 секунд – второй. Наземные службы подробно объясняют дальнейший алгоритм действий: пассажиры выходят небольшими группами, укладывают ручную кладь на бетонное покрытие, ее проверяют специалисты, в том числе кинологи с собаками. Пассажиров отвозят к зданию аэровокзала, багаж после первой проверки у самолета позже просвечивают рентгеном…
Истребитель в роли ретранслятора
Наибольший удельный вес обвинений Запада в их общем объеме и по сей день непосредственно связан с задействованием в данном инциденте боевого истребителя. Сам по себе этот факт, интерпретируемый как и кем угодно кто во что горазд, не может не порождать разные конспирологические версии во множестве различных вариаций на одну и ту же тему – якобы насильственного, чуть ли не под угрозой применения оружия, принуждения гражданского борта к экстренной посадке. И вот здесь очень важно приведенное в фильме-расследовании поэтапное детальное выстраивание хронологии.
Пожалуй, достаточно ограничиться основным моментом: только после того, как экипаж объявил сигнал бедствия и на авиарадарах лайнер начал обозначать себя ярким красным цветом, в 13.04 в воздух был поднят дежурный истребитель МиГ-29: исключительно для сопровождения гражданского воздушного судна, что подразумевает контроль правильности курса, взятого на аэропорт «Минск-2», согласно предоставленному диспетчерами коридору. В случае отказа радиосвязи на борту Ryanair МиГ должен был стать его ретранслятором: то есть исполнять роль связующего звена между землей и небом – устанавливать непосредственный контакт, оказывать помощь и поддержку, передавая команды сигналами и маневрами, регулировать их выполнение.
Еще одной попутной задачей являлось прикрытие Минска от возможной атаки воздушного терроризма: на тот момент еще не было подтверждено ни отсутствие, ни наличие бомбы.
Таким же растиражированным домыслом является и утверждение о том, что МиГ буквально «висел на хвосте» у самолета Ryanair: на самом деле, когда в 13.12 «Боинг» совершал заключительный поворотный вираж, МиГ-29 находился от него почти в ста километрах, будучи на тот момент ближе к Барановичам, чем к Минску. При сопровождении расстояние между экипажами перехватчика и гражданского воздушного судна превышало пятьдесят километров!
Придуманная «слежка»
После инцидента минуло всего чуть более недели, однако даже за столь непродолжительное время уже успела порядочно набить оскомину еще одна версия, претендующая на истину в последней инстанции, – о заказном характере вынужденной посадки борта Ryanair. Обстоятельства сложились так, что задержанный после приземления пассажир Роман Протасевич, обвиняемый в Беларуси по ряду серьезных уголовных статей с большими сроками, сам эту версию активно и продвигал, утверждая о слежке, которая за ним велась еще в аэропорту Афин. Однако почему-то никто из остальных более чем 120 пассажиров этого рейса никого и ничего подозрительного не обнаружил: так, один из них, Сергей Кулаков, пояснил: «Когда садились, все шло в штатном режиме, я не заметил ничего необычного и у меня не было причин о чем-то беспокоиться». Опять же якобы летевшие вместе с Протасевичем агенты ФСБ и/или КГБ, сошедшие в Минске после приземления, оказались таким же домыслом, как и придуманная «слежка».
По окончании просмотра фильма-расследования с уверенностью избавимся и еще от одного раскрученного мифа – о том, что Протасевич уговорил экипаж самолета ускориться, чтобы успеть влететь в воздушное пространство Литвы. Зыбкая и неустойчивая «правдоподобность» этого утверждения рассыпается карточным домиком опять же после свидетельства других пассажиров, летевших тем же рейсом: подавшийся в эмиграцию оппозиционер начал выдвигать собственные требования следовать до Вильнюса, несмотря ни на, что уже после объявления о посадке в Минске.
Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Оставить комментарий