Проблема киберпреступлений на Брестчине, как и во всей республике, остается актуальной. Только за январь – октябрь в нашем регионе зарегистрировано более 1,6 тысячи таких злодеяний – почти на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такая статистика была озвучена в ходе брифинга в областном УВД.
Подавляющее большинство киберпреступлений связано с хищением денежных средств. Охотясь за чужими деньгами, мошенники используют разные способы. Но чаще всего – «играют на психологию». Обманутые жертвы нередко открывают преступникам доступ к своим счетам, а то и сами перечисляют средства.
Вот одна из распространенных схем. Мошенники звонят через мессенджер от имени правоохранителей или службы безопасности банка и говорят клиенту, что с его счета кто-то пытается списать средства. Чтобы этого не допустить, клиент должен перевести деньги на другой счет – более безопасный. После перевода деньги исчезают, равно как и сами звонившие.
К сожалению, люди верят мошенникам на слово, вместо того чтобы позвонить в свой банк или реальным правоохранителям и проверить информацию. А в итоге теряют деньги. Часто – большие. Максимальные суммы, которые пересылали мошенникам жители Брестчины, достигали 100 тысяч рублей. В других регионах были и более серьезные потери. Чтобы удовлетворить требования преступников, люди брали кредиты и даже продавали свое жилье…
– Поскольку организаторы таких схем часто звонят из-за рубежа, привлечь их к ответственности крайне сложно, – говорит заместитель начальника управления по противодействию киберпреступности криминальной милиции УВД Олег Колтуневич. – Тем не менее по 232 уголовным делам, возбужденным в этом году, личности преступников удалось установить.
Жертвами кибермошенников в нынешнем году стали более полутора тысяч жителей Брестской области. И большинство из них – вовсе не пенсионеры, а люди молодого и среднего возраста – от 20 до 50 лет. Из них только 4,6 процента имели высшее образование.
Но интересно не только это. В ходе опроса потерпевших правоохранители всегда спрашивают, знал ли человек об опасности обмана в интернете. Оказывается, 97 процентов жертв ранее были осведомлены о такого рода преступлениях и способах их совершения. Почему они поверили мошенникам, для них самих остается загадкой.
Как противодействовать киберпреступлениям? Прежде всего, проявлять бдительность и не «вестись» на звонки с незнакомых номеров, особенно в мессенджерах. Реальные сотрудники банка никогда не предлагают пересылать куда-то ваши реквизиты, да и вообще решать денежные вопросы по телефону. Поступила информация, что ваш счет в опасности? Не ленитесь, сходите в банк и узнайте обо всем лично.
Ведут профилактическую работу и правоохранители.
– Разработан комплекс мер по профилактике преступлений в сфере информационно-коммуникационных технологий. Упор делается на то, чтобы предупредить граждан об опасности до того, как они стали жертвами мошенников, – отметил начальник отдела УУР КМ УВД Вячеслав Оксенюк. – В частности, создана и направлена в банки анкета с рекомендацией предъявлять ее клиентам перед предоставлением кредита. И уже есть положительные примеры, когда люди после заполнения таких анкет приходили в себя, останавливались и не отправляли мошенникам деньги.
Кроме того, милиция предостерегает граждан от участия в преступных схемах. Отмечаются случаи, когда люди открывают на свое имя счет в банке и за вознаграждение передают его третьим лицам, а те «отмывают» через этот счет деньги, полученные преступным путем. В схему нередко вовлекают подростков в возрасте от 16 до 18 лет, желающих подзаработать. Нужно помнить, что за передачу реквизитов предусмотрена уголовная ответственность.
Иван СЕРГЕЕВ
Фото УВД Брестского облисполкома
Оставить комментарий