В контексте темы установления границ современного белорусского государства, объединения его территорий и народа трудно не заметить значимость в этом историческом процессе Коммунистической партии Западной Белоруссии.
Именно ей было предопределено сыграть главную роль в отечественном революционном и национально-освободительном движении 1920 – 1930 годов. И то, что осенью 1939-го Красную Армию здесь, на «кресах всходних», по всему пути следования местные жители встречали с искренней неподдельной радостью и цветами в руках – в буквальном смысле слова как освободительницу, а не врага, во многом является непосредственной заслугой проведенной в массах работы КПЗБ. Ведь практически с самого начала партия концентрировала все свои усилия на том, чтобы жители западнобелорусских земель воспринимали СССР как союз, в котором единой объединенной Беларуси будет обеспечена государственность на равных с другими советскими социалистическими республиками правах.
Решение о создании самостоятельной Коммунистической партии Западной Белоруссии было принято на состоявшемся в сентябре-октябре 1923 года II съезде КРПП (Коммунистическая рабочая партия Польши. – Прим. Е.Л.). В отличие от официальной Варшавы, «верхушки» власти, активисты этой партии требовали от своего правительства дать право белорусскому народу самому решать свою судьбу, изменить курс внутренней и внешней политики польского государства на захваченных территориях Западной Белоруссии и Украины. «Польские трудящиеся должны признать и поддержать стремление украинских и белорусских рабочих и крестьян в их борьбе против господства помещичье-капиталистической Польши и присоединение их земель к Советской Украине и Белоруссии» – говорилось в резолюции съезда.
При этом коммунисты Польши не только провозгласили идею создания КПЗБ как самостоятельную национальную партию, но и оказали помощь в выполнении данной задачи. С этой целью в конце 1923 года в Вильно в глубоком подполье состоялась первая организационная конференция, куда были приглашены представители всех существующих на территории Западной Белоруссии окружных и городских партийных комитетов КРПП: там и прозвучало решение о создании КПЗБ.
Первая брестская конференция КПЗБ прошла уже в конце ноября 1923 года под видом вечеринки в доме Николая Панцевича в деревне Плоска, ныне вошедшей в городскую черту. Присутствовало 12 делегатов: от города Бреста – рабочие Курковский и Косинский; Брестского района – Григорий Троцюк из деревни Аркадия, Феодосий Черевко из деревни Радваничи, Яков Плечко из деревни Хабы, Василий Тромза из деревни Блювиничи, Данило Матвеюк из деревни Лыщицы; Кобринского района – Георгий Смольский из деревни Полятичи, Павел Ворон – из деревни Батча.
Пройдет совсем немного времени, и КПЗБ начнет укрепляться численно. Так, фактически еще на старте, к концу 1926 года, в ней состояло: в Виленском окружкоме – 105 человек, Гродненском – 283, Белостокском – 196, Слонимско-Барановичском – 321, Пинском – 305, Брестском – 800. Для изначально существующей на нелегальном положении новой партии – результат неплохой. Нельзя не отметить и того, что в ее ряды добровольно влилась Белорусская революционная организация, которая ранее выделилась из левого крыла партии белорусских эсеров и точно также выступала против польской оккупации Западной Белоруссии, вела партизанскую борьбу, находилась на позиции воссоединения двух частей – западной и восточной – в единое белорусское государство. Значимость произошедшего изменения заключалась, прежде всего, в качественном укреплении КПЗБ кадрами интеллигенции, состоящей в основном из учителей, агрономов, техников: на тот момент именно этой прослойки партии не хватало.
В своей работе ближайшие помощники коммунистов – комсомольцы – организовывали тематические мероприятия, которые отмечались как праздники борьбы за укрепление рядов национально-освободительного движения. Проводились они в разных местах – не только в помещениях, но и на берегах рек, в лесных массивах и так далее и в разнообразных формах – в виде массовок, бесед на вечеринках. Такие праздники ориентировали местное население на борьбу с польской оккупацией, за воссоединение Западной Белоруссии с БССР и Союзом Советских Социалистических Республик. Наряду с вывешиванием плакатов, красных флагов, распространением листовок – партия доверяла комсомолу ответственное и сложное дело доставки литературы, которая тайно поступала из Вильно, Варшавы, Белостока, Минска и Бреста.
Одной из важнейших задач для КПЗБ в силу тогдашней политической ситуации являлось недопущение того, чтобы, будучи призванными в регулярные армейские подразделения Второй Речи Посполитой, западные белорусы в случае возможной войны повернули оружие против Красной Армии. Вот как об этом рассказывал один из наиболее известных в приграничье представителей партии Василий Ласкович:
«Нужно было идти в профессиональные союзы, другие массовые организации, нести туда идеи социалистического самосознания, а главное – проявлять заботу о трудовом человеке, ибо реальной защиты людей труда, кроме коммунистов, не было. КПЗБ вела борьбу за выделение погорельцам бесплатно или на льготных условиях строительных материалов, чтобы банковская ссуда выдавалась под льготные проценты, предоставлялась отсрочка платежа налогов. Перед партией стояли и другие вопросы, требующие решения. Это борьба за белорусскую школу, борьба с террором и военно-полевыми судами, с грабительской налоговой политикой.
Но самой большой опасностью оставалась угроза нарастания новой войны, в частности, нападения империалистических стран на Советский Союз.
Несмотря на свою молодость, КПЗБ сумела провести широкую антивоенную кампанию. Мощные митинги против войны в защиту СССР прошли в Белостоке, Гродно, Вильно, Пинске. От городов не отставали и сельские партийные организации. На Брестчине в деревнях Франополь, Радваничи, Пугачево, на Пружанщине и Кобринщине также прошли массовки, на которых выступали еще живые участники войн.
Партия начала большую воспитательную работу с призывниками. Молодежь шла в армию с наказом КПЗБ и комсомола: учиться военному делу, метко стрелять, впоследствии эти знания отдать на пользу белорусскому народу в борьбе за его освобождение.
Влияние партии среди призывной молодежи постепенно возрастало. Эти перемены заметили командиры воинских частей. В своем донесении командующий 9-м военным округом Брестской крепости писал:
«Совершенно секретно. В подразделениях 9-го военного округа нередки случаи, когда солдаты, преимущественно белорусы, в своих письмах родным заявляют о намерении дезертировать или выражают вообще недовольство служить в Польской Республике…».
Работа с призывниками-новобранцами начала носить разные формы. На вечеринках или в укромных местах каждая ячейка КПЗБ и комсомола собирала призывников, где давались наказы, как следует поступить в случае нападения польской военщины на Советский Союз. В таком случае каждый призывник-солдат, рабочие и крестьяне должны повернуть оружие против польских оккупантов. Большую роль играли девушки, которые провожали своих односельчан и женихов, как тогда говорили, служить полякам. Они дарили им своеобразные памятные сувениры, вышитые платочки, табачные кисеты с выражением своих сердечных чувств и патриотический наказ: «Люби меня и нашу Родину», «Учись метко стрелять, но не забудь, в кого целиться!».
По случаю призыва ребят 1905 года рождения ЦК Коммунистического союза молодежи Западной Белоруссии в августе 1926 года обратился с воззванием, в котором говорилось: «Товарищи новобранцы! Через короткое время десятки тысяч молодых людей уйдут в ряды польской буржуазной армии. Мировая буржуазия готовится напасть на страну всех трудящихся – СССР. В этом походе Польше отводится первое место. Не дайте себя обмануть».
А вот голос тех, к кому было направлено это обращение, – одна из резолюций новобранцев с протестом против подготовки войны с СССР и террора в Западной Белоруссии:
«Мы, новобранцы 1905 года, в количестве 70 человек Слонимского повета на своей массовке приняли следующую резолюцию:
Протестуем против посылки служить нас, новобранцев, с территории Западной Белоруссии в Польшу. Требуем, чтобы все новобранцы проходили военную службу только в своей местности. Протестуем против подготовки империалистической войны против СССР, требуем разоружения всех фашистских организаций. Требуем прекратить белый террор в Западной Белоруссии. Мы, идя в польскую армию, остаемся верными солдатами революции, будем бороться за рабоче-крестьянскую власть, за освобождение Западной Белоруссии из-под польской оккупации». Поставлено 70 подписей. Документ был опубликован в подпольной газете «Красное знамя», №6 за 1926 год».
Коммунистическая партия Западной Белоруссии имела определенный вес в тогдашнем обществе, так как распространяла свое влияние в границах четырех воеводств: соответственно, в Полесском, Белостокском, Виленском и Новогрудском. В целом партия насчитывала десять-одиннадцать окружных, до ста районных комитетов, около трех тысяч ячеек. Количественный состав за все время ее деятельности колебался от 7 до 10 тысяч человек: в разное время до половины из них находились в тюрьмах или концлагере Береза-Картузская. По неполным данным полицейских документов, всего через ряды КПЗБ прошло около 100 тысяч человек.
Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Оставить комментарий