Главная - Новости - Главные новости - Сегодня Свято-Николаевская церковь отмечает престольный праздник

Сегодня Свято-Николаевская церковь отмечает престольный праздник

Сегодня Свято-Николаевская церковь отмечает престольный праздник

Каждый, кто приезжает в Лунинецкий район, стремится непременно побывать в местечке (а ныне – агрогородок) Кожан-Городок. И причиной тому не только могила древнеримского поэта Овидия, который, по преданию, похоронен здесь в устье реки Цна, доисторические валы Городища V века до нашей эры, где археологи нашли стоянку древнего человека, в четыре обхвата мощные дубы и многие другие достопримечательности этих мест, а удивительный храм, шагнувший в третье столетие. В нынешнем году прихожане Свято-Николаевской церкви 22 мая престольный праздник будут отмечать в 205-й раз.

 

Церковь и впрямь необычна. О ней писали практически все республиканские газеты, ведущие российские издания, снято немало телесюжетов. И всякий раз повествование начиналось с констатации того, что храм виден с любого места древнего селения. Его силуэт и сегодня, стремясь куполами к небу, словно парит над Кожан-Городком. К слову, именно купола придают особую необычность храму. Его настоятель протоиерей Дмитрий Гриб называет их «пляшущими», потому что все они словно смотрят в разные стороны, создавая иллюзию странного наклона. Из-за этого с легкой руки коллег-журналистов сама церковь получила прозвище «Пизанской». Прихожане старинного храма в большинстве своем это не приемлют: и правда, причем здесь далекий итальянский город со своей падающей башней?

 

Между тем место, где стоит церковь, имеет свою легенду. По преданию высокий холм, наносив сюда землю шапками, насыпали то ли татары, то ли пленные французы. Отец Дмитрий в такую версию, как и в то, что построена церковь без единого гвоздя, верит с трудом. Обследования, проведенные учеными мужами, показали, что грунт здесь очень плотный и не может быть искусственным. А против возведения без единого гвоздя свидетельствуют старые документы: по письменному договору, сохранившемуся до наших дней, еврей Борух Егович якобы обязался поставлять гвозди на строительство храма. Впрочем, красивая легенда, бережно хранимая местными жителями, тоже имеет право на сущестование и пусть себе живет еще долго.

 

Храм являет собой образец так называемого полесского стиля с явными чертами барокко. Возводить его по волеизъявлению местного шляхтича Щита в 1818 году начал мастер из Давид-Городка Александр Малиновский, но довести начатое строительство до завершения по каким-то причинам не смог. И тогда за дело взялись два местных искусника – Семен Конопацкий и Василий Листопад. Сегодня с трудом верится, что были они неграмотными, потому что, подписывая договор, поставили внизу по три крестика. И, вместе с тем, именно эти люди смогли создать настоящий шедевр деревянного зодчества, исторический памятник, которому позже была присвоена вторая категория.

 

Изначально церковь строилась как униатская.

 

– С тех времен сохранились двухъярусный резной иконостас с деревянной скульптурой, резные распятия, ангелочки под куполами и фигуры святых, что нехарактерно для православных храмов, – рассказывает отец Дмитрий. – Когда уния распалась, встал вопрос об их дальнейшей судьбе. И тогда восстали резчики (а были они местными мастерами), дескать, мы старались, душу вложили в эти образы. В итоге ни у кого рука не поднялась на эти удивительные творения. Кроме центрального, сохранились и несколько небольших алтариков, что также характерно для униатских церквей. А еще – Распятие Христа и икона Божией Матери. Ее прихожане почитают как Покровскую.

 

Свой окончательный образ церковь обрела в 1876 году, когда к основному зданию была пристроена трехъярусная шатровая колокольня.

 

Говорят, что до 1818 года на этом месте уже был храм, который сгорел. Свидетельствует об этом и старинная икона Симеона Столпника, заметно пострадавшая от пожара. Скорее всего, именно оттуда в новый попали и другие старинные неканонические иконы. Так, каждого входящего в храм встречает образ Святителя Николая, помогающего на море рыбакам. Известно, что икона находилась здесь еще до того, как возвели колокольню.

 

– Когда принял приход, заметил, что в храме множество неканонических униатских и католических икон, и решил их убрать, – рассказывает отец Дмитрий. – Убрал. Но проходит время и чувствую, не хватает чего-то, словно пустует место. Как только вернули все обратно, одна из икон начала обновляться… Все-таки лучше иконы не трогать. Люди их писали, молились. Они особую святость имеют, особую силу.

 

Главная святыня храма – икона Святителя Николая Чудотворца. Как и положено, находится она с правой стороны иконостаса.

 

– Когда в 2000 году ее реставрировали, обнаружили надпись, что создана икона в 1730 году, то есть задолго до возведения церкви, – не скрывает волнения настоятель. – Вероятно, она была в том сгоревшем храме, который, скорее всего, тоже был в честь Святителя Николая, очень здесь почитаемого. Знаете, у наших прихожан постарше Святая Троица – это Иисус Христос, Божия Матерь и Николай Чудотворец. Причем идет всё не от неосведомленности, а именно от великой и искренней любви к святому.

 

Перед особо почитаемой иконой теплится лампадка. Подарена она храму страстотерпцем Николаем II в день его восшествия на престол, о чем свидетельствует дарственная надпись с датой «1894 год, октябрь, 20 дня».

 

Сегодня икона Святителя Николая Чудотворца одна из немногих оставшихся в храме. Все другие аккуратно убраны на хранение: церковь ждет реставрации. Эпопея с ремонтом длится не первый год. Желание протоиерея Дмитрия Гриба во что бы то ни стало сохранить уникальное строение, согретое молитвами многих поколений местных жителей, понятно и его поддерживают все прихожане. В отдельной папке – документы, касающиеся предстоящей реконструкции, где расписан весь алгоритм действий. В строгом соответствии с ним недавно была снята обшивка с возведенного под церковью уже в советские времена фундамента. Увиденное оставило удручающее впечатление.
Изначально храм стоял на высоких деревянных сваях. Но на старых фотографиях можно увидеть, что еще в дореволюционные времена купола уже были наклонены. Ситуацию, по всей видимости, усугубила неумелая реконструкция, проведенная в 50 годы прошлого столетия. Да и возраст у храма, что ни говори, серьезный. Когда сняли обшивку фундамента, увидели, что практически по всему периметру строения нижние венцы почти разрушены. Работы приостановили…

 

 

– В ближайшее время должна приехать специальная комиссия, куда входят представители проектной организации, Министерства культуры, других влиятельных структур, – говорит священник. – Сложно сказать, какой будет вынесен вердикт, но мы верим, что техническое решение проблем есть, и здание церкви будет сохранено. Стены уникального храма помнят войны и катаклизмы, но даже в самую тяжелую пору он не закрывался. А ведь было время, когда на территории района оставались всего три действующих храма – в Лунинце, Больших Чучевичах и Кожан-Городке. Да и то паству в Больших Чучевичах на другом конце района окормлял наш батюшка – протоиерей Герасим Прокопчук. Фронтовик, уникальная личность. Более 40 лет прослужил он в нашем приходе, уважением пользовался огромнейшим не только у прихожан, но и у власти. Во многом благодаря его стараниям сохранилась наша Свято-Николаевская церковь. А он всегда повторял, что это – Божий промысел, Его помощь…

 

У особо отчаянных прихожан нет-нет да и зародится мысль о строительстве нового храма. Кстати, небольшая церковь в честь Димитрия Солунского, скорее напоминающая часовню, уже возведена недалеко от Свято-Николаевской. Здесь проходят службы зимой в лютые морозы, когда в неотапливающемся большом храме становится холодно. Между собой прихожане называют новое строение «зимним».

 

 

– Да только по себе чувствую, что молитва здесь звучит по-другому, голос не тот, служба словно не та, – не скрывает горечи настоятель. – Через старый храм прошли судьбы многих поколений. Молитвы Господу здесь приносили люди столетиями. Именно эта намоленность дает приятное, ни с чем не сравнимое спокойствие. Неудивительно, что именно сюда многие стремятся за поддержкой и получают ее, не уставая благодарить Всевышнего.

 

Сегодня Свято-Николаевский храм в Кожан-Городке сам ждет помощи, все также устремляя в небо купола. Вместе со своими прихожанами он верит, что очередное испытание на прочность обязательно будет преодолено – непременно по воле Божией, с людским терпением и их участием.

 

Татьяна ВОЙТЕХОВСКАЯ
Фото автора

Яндекс.Метрика