Укрепление взаимодействия органов исполнительной власти, местного управления и самоуправления, населения территорий различных регионов позволит существенно сократить количество волнующих вопросов, возникающих на местах. В определенной степени этому содействует Брестская областная Ассоциация местных Советов депутатов, на которую возложены функции координации деятельности, связанной с реализацией гражданских инициатив.
Насколько эффективно развивается данное направление и что этому препятствует?
Конкретика дел
Упомянутая Ассоциация была создана 5 августа 2021 года. В ее состав вошли областной и 19 городских и районных Советов депутатов. Порядок реализации гражданских инициатив, а также проведение их открытого конкурсного отбора определяются областным Советом депутатов. Ассоциации делегированы полномочия, включающие, в том числе, соответствующее информационное обеспечение. При этом действующие механизмы реализации гражданских инициатив позволяют расширять компетенции и областных Советов депутатов, и Ассоциаций, способствуя повышению активности граждан в развитии социального партнерства. Совместная работа всех заинтересованных сторон ориентирована на формирование активной позиции в вовлечении граждан в общественно-политическую, социально-экономическую, культурно-образовательную деятельность.
Как пояснил директор Брестской областной ассоциации местных Советов депутатов Сергей Мамайко, под гражданскими инициативами подразумеваются мероприятия, направленные на улучшение качества жизни населения, проживающего на территории соответствующей административно-территориальной единицы, решение вопросов местного значения, в том числе благоустройства территорий земель общего пользования населенных пунктов, возведения, реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства социально значимых объектов, общей профилактики правонарушений, предупреждения травматизма и гибели людей и так далее. Соответственно, основные направления деятельности при реализации гражданских инициатив включают сохранение объектов культурно-исторического наследия, размещение малых архитектурных форм, устройство детских игровых и спортивных площадок, мест, оборудованных для занятий физкультурой, создание объектов массового отдыха, устройство тротуарных дорожек, благоустройство памятников, организацию мероприятий по охране окружающей среды.
– В результате анализа проделанной работы в 2024–2025-м годах наблюдается активность граждан в предложении инициатив, которые способствуют развитию социальной инфраструктуры, сохранению экосистемы, привлечению туристов, вовлечению людей в систему здорового образа жизни и занятий спортом, сохранению уникальных черт белорусской культуры. В настоящее время поиск нужных морально-целостных нравственных ориентиров и правильной расстановки жизненных приоритетов приобретает особенную важность, поэтому на региональном местном уровне ведется активная работа по совершенствованию действующих механизмов стимулирования инициативной деятельности населения различных социальных групп и объединений. При этом выясняется, что часто организаторами гражданских инициатив являются председатели сельсоветов и старосты, – прокомментировал Сергей Мамайко.
С 2023 года скорректированный правовой механизм и регламент позволяет получать бюджетную поддержку на осуществление проектов гражданских инициатив. Расходы, связанные с их реализацией, финансируются на основе равного долевого привлечения средств республиканского и областного бюджетов при участии финансирования инициаторами и иными заинтересованными в размере не менее 10% от общей стоимости гражданской инициативы.
Положение о реализации гражданских инициатив на территории Брестской области было утверждено решением Брестского областного Совета депутатов от 26 сентября 2023 года №428. Еще ранее программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы предусматривалось, что каждый местный бюджет должен формироваться с учетом инициатив гражданского общества. При этом планировалось усилить работу по оперативному рассмотрению поступивших от граждан и общественных институтов обращений и инициатив.
Сформированные юридическая и финансовая основы тем самым позволили на Брестчине претворить ряд планов в жизнь.
– При участии Ассоциации ранее профинансировано устройство пешеходной инфраструктуры и аллеи парка семейных деревьев в Барановичах, благоустройство зоны отдыха в населенном пункте Доманово Ивацевичского района, приобретение учебного оборудования для Нарутовичской базовой школы Березовского района, двух детских домов семейного типа в деревне Томашовка Брестского района. В 2024 году в рамках конкурса в Брестской области определены пять проектов-победителей. В их числе – установка арт-объекта «Зубр» в ознаменование шестисотлетия деревни Молчадь Барановичского района, памятного знака сожженным деревням Ляховичского района, памятника 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне в деревне Галево Пинского района, а также улучшение материально-технической базы центра военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки учащейся молодежи «Щит» Ивановского района и открытие уличной спортивной площадки в Бресте в рамках проекта «Здоровый город».
В нынешнем году на область было подано 48 заявок, предварительный отбор прошли 19. Победителями открытого конкурсного отбора гражданских инициатив на территории Брестской области стали 16 проектов.
– Самое ценное в гражданских инициативах – это неравнодушие людей на местах, воплощение идей при их непосредственном трудовом и финансовом участии, причем для них же самих. Немаловажно и то, что сохранность и бережная эксплуатация этих объектов, как правило, обеспечиваются людьми, принимавшими непосредственное участие в их создании, – подчеркнул Сергей Григорьевич.
Когда не всё решают деньги
Большие перспективы в развитии гражданских инициатив на местах видит и председатель Брестского областного Совета депутатов Игорь Брилевич. При этом для их реализации нет особой необходимости в появлении каких-то новых организаций и объединений. «Я не сторонник создания новых структур общественного самоуправления, их и так достаточно в каждом районе, и их формирование достаточно длительно по времени. В первую очередь органы первичного самоуправления – институт старост, сельские Советы, – в состоянии решать эти вопросы», – высказал мнение глава депутатского корпуса первого региона.
Примером успешной работы в данном направлении для всех городов и районов первого региона должен стать Брест.
– При активном участии депутатского корпуса в своем местном бюджете были запланированы определенные средства на реализацию гражданских инициатив по разрешению вопросов, связанных с жизнеобеспечением конкретных территорий, – дворов, улиц и так далее, создан ресурс под проекты инициативных граждан. Данный опыт настоятельно рекомендуется к применению и в других городах и районах. Для этого сверхсредств не нужно, вместе с тем такой подход несет очень хороший общественный резонанс. Можно привести примеры того же асфальтирования с долевым участием населения, частично оплачивающего материалы или работы. В определенных ситуациях социальная напряженность снимается приведением подобных аргументов: ваши соседи согласились на предложенный вариант, государство подставило плечо, проблема решена – что мешает поступить таким же образом? – аргументировал Игорь Брилевич.
По различным причинам пока еще не всё задуманное становится реальностью. Так, часть проектов, поданных в Брестский областной Совет депутатов, являясь значимыми и имея все шансы на успех, не прошли предварительный отбор из-за того, что не успели вовремя изготовить проектно-сметную документацию, не все укладываются в сроки темпов освоения средств… Чтобы желаемое не расходилось с действительностью, есть намерение со следующего года предлагать от гор-, райсоветов не более двух проектов, которые в случае победы по результатам конкурсного отбора будут полностью готовы к реализации. И теперь на первый план выходит необходимость соблюдения алгоритма подачи заявки, а также стимулирования граждан к работе с пользой для себя и других.
– Работа, которая проводится в области по реализации гражданских инициатив, многогранна, включая деятельность Ассоциации местных Советов депутатов именно в том формате, который реализуется в рамках закона о местном управлении и самоуправлении. Это достаточно новая тема, поэтому количество реализованных проектов пока невелико. Безусловно, эту работу надо всячески стимулировать. К сожалению, приходится сталкиваться с фактами определенной небрежности, допускаемой при подготовке документации инициатив, которые впоследствии выносятся на конкурс и реализуются с участием бюджетных средств. Поэтому требуется сделать акцент на тщательную подготовку документов, соблюдение всех необходимых процедур, принятие во внимание того, что использование бюджетных денег предполагает проверки и анализ эффективности. Ну и, конечно же, более высокая степень инициативности самих людей: все-таки локомотивом в направлении реализации гражданских инициатив часто выступают местные органы самоуправления – старосты, председатели сельских Советов. Не всегда, к сожалению, инициатива идет непосредственно от граждан, и эту тенденцию необходимо менять. И помнить: гражданские инициативы – это не только красивые слова и картинки, а решения насущных вопросов всем миром, – резюмировал Игорь Брилевич.
Евгений ЛИТВИНОВИЧ