Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрей Крупенькин, посетив городской поселок Домачево Брестского района, встретился с руководителями местной исполнительной власти и корпуса народных избранников, директорами социальных учреждений и торговых объектов для конструктивного диалога на тему дальнейшего улучшения жизни на селе и не только.
Первая точка на карте маршрута рабочей поездки парламентария – Домачевская городская больница, являющаяся неотъемлемым элементом многоуровневой системы оказания медицинской помощи в приграничье, в достаточной степени укомплектованная кадрами, необходимыми лекарственными препаратами и техникой, она находится в ожидании решения важного вопроса.
– Наше учреждение рассчитано на 25 коек: 10 терапевтических и 15 – сестринского ухода. Ранее на последних из названных социально незащищенные граждане, оказавшиеся в неблагоприятных обстоятельствах, могли находится годами. Но в этом году вышло постановление Министерства здравоохранения, ограничивающее их пребывание на больничной койке сестринского ухода 180-ю днями. А что дальше? – задает резонный вопрос заведующая Светлана Костылюк.
Как и в большинстве случаев, гладко бывает только на бумаге, а сталкиваться приходиться с глубокими оврагами сопутствующих нюансов и деталей.
– За большинством престарелых граждан, безусловно, есть кому ухаживать. Однако к нам зачастую привозят тех, кто пил-курил, вел разгульный образ жизни, даже не зная, где проживают его дети. А потом, уже будучи оформленными на сестринской койке, ставят перед фактом: делайте со мной, что хотите, потому что печь в хате развалилась и жить мне больше негде. И что – выбросишь его на улицу? – на этот встречный вопрос заведующей никак не ответитишь утвердительно.
Впрочем, со своей стороны она предлагает вполне разумный вариант дальнейших действий:
– Подходит установленный срок, человек хочет остаться, потому что здесь достойные условия, хороший уход, регулярное питание. И вот они лежат. Но теперь для граждан, имеющих детей, проживание становится автоматически платным. То есть надо разыскивать детей, через суд обязывать доплачивать недостающую сумму на содержание, потому что у таких людей пенсия небольшая. Для того, чтобы эффективно решить вопрос по койкам сестринского ухода, по мнению Светланы Александровны, требуется усовершенствовать механизм совместной работы трех систем – здравоохранения, социальной защиты населения и внутренних дел.
– Вот лежит у нас в больнице больше шести обозначенных месяцев такой пациент – и что я могу сделать? Только его лечить, надеяться на то, что социальная служба или милиция разыщет его детей для принятия дальнейших мер, чтобы этого человека каким-то образом устроить. Я как доктор могу стабилизировать состояние пациента, подлечить его, но вопрос дальнейшего жизнеустройства пациента – не совсем медицинская работа: тут нужна помощь соответствующих структур, которые разыщут детей, о которых иногда даже сам родитель не в курсе – где они, живы ли они. Потому что по-всякому судьба складывается: бывает, дети уехали, пропали, не появляются и не отзываются. Другой случай – если они знать не хотят своих родителей, когда те или кто-то из них не принимали участия в воспитании. Однако в любом случае необходим эффективный сформированный и действующий социальный механизм по дальнейшему устройству престарелых граждан после нахождения на койке сестринского ухода, – убеждена руководитель Домачевсокй городской больницы.
Уже сейчас медикам приходится параллельно выполнять определенные функции психологов по подготовке таких возрастных пациентов к предстоящим переездам, – когда из родных и близких их никто не ждет. «Вчера в палате уговаривали пациентку подписать согласие на дальнейшее оформление в пансионат, а она ни в какую. Бабушка одинокая, лежачая, в силу возрастных изменений уже не понимающая, что за собой самостоятельно ухаживать уже не в состоянии, однако до сих пор верящая, что ее отсюда заберут домой. Постоянно повторяет: «Меня заберет племянник». Мы звонили по этому номеру много раз, но никто не поднял трубку. Таких единицы, но и с этим приходится сталкиваться», – сетует Светлана Александровна.
Участники разговора пришли к своеобразному консенсусу. От старости и болезней не застрахован никто, вместе с тем, даже нормальные семьи, не говоря уже о социально неустроенных, не всегда в состоянии забрать своих родителей к себе и обеспечить им качественный уход по месту жительства. Соответственно, всё, что касается решения данного вопроса, должно взвешиваться и решаться наследниками самостоятельно: к примеру, нанимать на дом сиделку или направлять мать или отца для оказания специализированной помощи в пансионат, со своей стороны оплачивая соответствующие услуги.
Депутат согласился с тем, что сама проблема давняя, глубоко укоренившаяся, в том числе из-за привычной легкости перекладывания собственной ответственности в отношении родителей на людей в белых халатах. К сожалению, многие изначально привыкли (и это устоялось за долгие годы), что проще всего престарелых родителей отвезти (с глаз долой, из сердца вон) в больницу и забыть, особенно если те требуют постоянного ухода после инсульта, переломов и так далее. Этим грешат выросшие великовозрастные дети, с ранних лет не без причин затаившие обиду на своих нерадивых пап и мам из-за отсутствия с их стороны внимания, любви и родительской ласки.
– Законодательство устроено таким образом, что если родители не содержат своих детей, то государство принуждает их к этому, взимая алименты. В обратную сторону государство точно также принуждает взрослых людей, чтобы они содержали своих престарелых родителей. Есть социальные учреждения, куда при необходимости или в каких-то особых жизненных ситуациях дети могут определить родителей за соответствующую плату. Однако процесс оформления необходимых документов, сбора справок явно не находится в компетенции здравоохранения. Я еще в июне в своем депутатском отчете писал об этой проблеме. Сегодня на уровне государства и в парламенте ей усиленно занимаются. Думаю, она определенным образом будет решена, этот вопрос как раз сейчас находится в процессе решения, значит, ясность будет, – прокомментировал Андрей Крупенькин.
Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Оставить комментарий