В наши первоначальные с сыном планы входило и посещение Бурунди. Но по ходу поездки их пришлось поменять: как нас предупредили, слишком неоднозначное – в нехорошем смысле этого слова – в той стране отношение и к гостям, и к фотографированию. Проверять это на собственном опыте как-то не хотелось.
Металлический «зоопарк»
И мы решили отправиться в островное государство Маврикий, расположенное в Индийском океане к востоку от африканского побережья. Прикинули, что удобней всего будет лететь из Кении, потому как от кенийской столицы Найроби до острова – каких-то три тысячи километров. При нынешних скоростях – рукой подать!
…Многочасовой путь из Руанды назад в Уганду – и вот мы выезжаем на пункт перехода угандийско-кенийской границы в районе города Бусия. Интересно, что город с таким же названием есть и в Кении. Обе Бусии даже расположены на одной автотрассе и разделены лишь парой десятков километров. (Представляю диалог угандийца и кенийца, встретившихся на этой дороге: «Ты откуда?» – «Из Бусии». – «А куда?» – «В Бусию».)
В Кении мы уже были (о чем я в свое время рассказывал на страницах «Зари»), так что решили долго не задерживаться – от силы на пару дней. Во время той поездки я пополнил свою коллекцию иностранных купюр и монет и кенийскими, так что полагал, что на этот счет можно будет не беспокоиться. Но ошибся: оказывается, за это время в стране выпустили полный комплект и новых купюр, и новых монет! Если купюры, на мой взгляд, не представляли из себя ничего особенного, то монеты приятно порадовали. На них был представлен целый зоопарк, включающий слона, льва, носорога и жирафа. Слон, как самое большое животное, обладал и наибольшим номиналом – 20 шиллингов.
В общем, моя коллекция монет получила весьма живописное дополнение.
Официантки на колесиках
Бывая за границей, я интереса ради всегда покупаю хотя бы по одной газете в каждой стране. По возможности на английском языке. В Руанде купил в столичном супермаркете «Восточноафриканца» (The East African) и, пролистывая это солидное многостраничное издание, обратил внимание на статью с интригующим названием «Вас обслужит робот». В ней говорилось о кафе, где наряду с людьми работают и… роботы. И находилось оно отнюдь не в Руанде, а в Найроби. Стоит ли говорить, что мы решили непременно посетить эту диковинку: все-таки следовало посмотреть, что может ожидать человечество в не очень далеком будущем!
Разместившись в гостинице, мы заказали и оплатили билеты на Маврикий, после чего отправились в «Robot Cafe». Людей было не очень много. По залу бесшумно ездил робот белого цвета с нарисованным синим передником. Точнее, ездила: по фигуре сразу стало понятно, что он – женского «пола». В «руках» – два подноса с тарелкам и столовыми приборами, один под другим. Подъехав к столику мужчины и его спутницы, робот(ша) произнесла несколько слов. Я находился в паре метрах от нее и уловил: «Ваш заказ прибыл». Выяснилось, что всего роботов три: Клэр, Надя (в красном переднике) и R24.
Преимущества таких помощниц очевидны: они никогда не устают – только успевай заряжать их накануне вечером – повысить зарплату не просят, в декрет не уходят. Несомненно, читатели хотели бы знать, полностью ли они заменили официанток как таковых. Нет, девушки тоже работают и увольнение им не грозит. Хотя бы потому, что роботы пока не принимают заказы от посетителей, а лишь развозят то, что было заказано по QR-коду (он есть на каждом столике) или через официанток. Увозят они на кухню и грязную посуду. Но в будущем электронные помощницы могут быть запрограммированы и на прямой прием заказов.
Нас обслужила обычная девушка, не робот. Может из-за того, что наш заказ был чисто символическим – всего-то по порции мороженого – администрация решила не занимать робота такими пустяками. Но напоследок автор этих строк все-таки сфотографировался с Клер.
Порт-Луи
Самолет вылетел из Найроби с немалой задержкой, и полюбоваться Маврикием с высоты нам не удалось: подлетали, когда уже стемнело. Пока мы заполнили медицинскую форму, заверив местные власти письменно, что не страдаем ни высокой температурой, ни болью в горле и суставах, ни кашлем, ни сыпью, пока прошли паспортный контроль, поменяли деньги и нашли такси, на остров опустилась ночь. Едва добравшись до кроватей в номере, заснули как убитые: день был утомительным.
Но на утро, хорошо отоспавшись и позавтракав, мы почувствовали себя готовыми к новым свершениям. А они, вполне естественно, должны были начаться со знакомства со столицей. От нашего отеля с поэтическим названием «Океанская птица», располагавшегося в местности Флик-ан-Флак, до Порта-Луи было около получаса езды автобусом. Ходят они здесь часто и проезд совсем недорогой – по крайней мере, за поездку всегда можно было расплатиться горстью мелочи. Почти во всех остальных случаях инфляция, как и в большинстве других африканских стран, сделала маврикийские монеты бесполезными.
Знаковое место столицы – набережная Кодан. На не очень большом пространстве вдоль берега океана сосредоточены многочисленные кафе, рестораны, бутики, лавочки с безделушками, казино, торговые центры, отели. Это любимое место прогулок как местных жителей, так и многочисленных гостей острова. Говорят здесь, в основном, на французском или английском, хотя в ходу и креольский, и урду, и хинди. Последним, кстати, я неплохо овладел за время своей многолетней командировки в Индию, а потому с удовольствием пускал его время от времени в ход – в стране много потомков индийских переселенцев.
Приятно поразило то, что мы не обнаружили здесь ни попрошаек, ни нищих, ни убогих калек, ни добровольных «помощников», настойчиво навязывающих свои «услуги» – а уж этого-то мы насмотрелись за годы путешествий по разным странам! Считается, что из всех стран Африки уровень преступности на Маврикии – самый низкий, причем преступлений, связанных с насилием над личностью, крайне мало. Такой безмятежной картинке есть объяснение: согласно рейтингу Международного валютного фонда, Маврикий является сейчас самым богатым государством Африки. А значит – самым благополучным.
Два бюста
Люди старшего поколения помнят словосочетание «вождь мирового пролетариата», часто употреблявшееся с именем основателя Советского государства В.И. Ленина. Мирового – значит международного, интернационального. И кто бы мог подумать, что я найду этому неожиданное подтверждение на далеком острове в Индийском океане!
Есть в Порт-Луи парк имени Роберта Эдварда Харта, известного маврикийского поэта прошлого века. Прогуливаясь по тенистым дорожкам, надежно защищенным от солнца густыми кронами тропических деревьев, мы, к немалому удивлению, обнаружили Аллею… Юрия Гагарина! Да-да, так и было написано на табличке по-французски: «Allee Yuri Gagarin». Хотя первый космонавт ни разу не посещал эту страну, здесь его хорошо знают, а почтовая служба неоднократно выпускала марки и блоки, посвященные ему. А потом мы увидели и бюст Ленина. Установлен он был более полувека назад, еще в 1972 году. Еще одним сюрпризом оказался бюст Пушкина, находившийся неподалеку от первого.
Что ж, когда-то великий поэт написал, что он «памятник себе воздвиг нерукотворный». А о рукотворных позаботились люди – даже в таких экзотических широтах.
Долгожитель по имени Чайковский
Одной из главных достопримечательностей Маврикия являются многоцветные песчаные дюны в местности Шамарель на юго-западе острова. Если быть точным, семицветные. Но, в отличие от радуги, у них несколько иная палитра: красный, коричневый, фиолетовый, зеленый, голубой, пурпурный и желтый (плюс оттенки, которых насчитали где-то около двух десятков). Дюны образовались из вулканических пород миллионы лет назад. Остывая при разной температуре, они, по одной из версий, и приобрели подобную многоцветность. Правда, она зависит от погоды, освещенности, угла обзора и т.д. Считается, что лучшее время для посещения – раннее утро. С течением времени дюны приобрели такую твердость, что не расплываются и под сильными тропическими дождями. Даже при этом ходить по ним запрещено – любуйтесь издали.
Зато гигантских черепах, находящихся поблизости, можно увидеть буквально на расстоянии вытянутой руки. Они достигают в длину одного метра и живут более 150 лет. По слухам, одна умерла даже в 250! У каждой есть имя, одну зовут… Чайковский. Но все они не местные, а «приезжие» – с соседних Сейшельских островов. Почему – читайте в конце моего очерка.
Здесь же неподалеку, среди густой растительности, находится живописный водопад, тоже названный Шамарель. В отличие от водопадов с бурными, широкими потоками воды, какими мы обычно их представляем, этот, наоборот, падает вниз двумя отдельными узкими струями. Зато, имея высоту около 100 метров, он является самым высоким на острове.
Карл у Клары…
… украл кораллы. Вот и автор этих строк, тоже позарившись на коралл, едва не совершил неблаговидный поступок.
В один из дней мы брели по берегу, наслаждаясь свежестью раннего утра и любуясь океанским пейзажем. Вдоль воды туда-сюда носилось несколько жизнерадостных собак. Иногда они останавливались и вдруг принимались рыть ямки – то ли искали крабов, то ли просто не знали куда девать избыток энергии. Песок был покрыт некрупными гладкими камешками, лохмотьями водорослей и многочисленными обломками кораллов. Большинство из них были мелкими и непривлекательными. Но вот я заметил один, причудливо ветвистый и довольно крупных размеров, который был очень даже ничего! Мне он был не нужен – в свое время я привез немало кораллов из Индии, а вот в качестве подарка кому-нибудь из знакомых по возвращении домой пошел бы за милую душу!
Я поднял его, очистил от песка и сунул в сумку. Вернувшись после прогулки в номер, аккуратно завернул в майку – вещь достаточно хрупкая – и уложил в рюкзак. Но, похоже, мой ангел-хранитель не дремал, тут же шепнув мне на ухо: ты сначала проверь, как здесь насчет вывоза подобных вещей!
Я включил планшет, залез в интернет и проверил – ангел-хранитель действительно избавил меня от неприятностей на таможне: кораллы к вывозу были запрещены. С одной стороны, конечно, обидно, но с другой – сюда приезжает ежегодно около миллиона гостей, и если каждый начнет увозить хотя бы по одному кораллу в качестве сувенира, то что от того Маврикия скоро останется!? Как иначе защищать природные богатства от прожорливых туристов? И ведь читал же я неоднократно, как иностранцы, пытающиеся вывезти подобную безделицу из какой-либо экзотической страны, попадали либо на хорошие бабки штрафа, либо даже за решетку! Как я, считавший себя опытным путешественником, мог упустить это из виду? Не иначе нечистый попутал.
Я оставил коралл в номере, напоследок все же сфотографировав его на память…
Птичку жалко…
И этот эпизод с кораллом дает повод коротко порассуждать о том, что происходит с природой, если человека не остановить вовремя. Примеров этого хватает и на Маврикии. Когда-то на острове обитала птица додо. Очень скоро после прибытия сюда в начале XVI века первых людей она менее чем за 100 лет была хищнически истреблена. Не была знакома она с человеком, не привыкла бояться – и вот, поплатилась…
Сейчас ее можно встретить лишь в виде многочисленных сувениров, изображений, в том числе и на маврикийских банкнотах, и даже на гербе Маврикия. Как говорится, что имеем – не храним… И не она одна, исчезли и так называемый чубатый попугай, и маврикийский синий голубь. Не перенес встречи с человеком дневной гигантский геккон – ящерица, достигавшая, как полагают, полуметра в длину. Разделила его судьбу и летучая мышь, известная в науке как черноватая летучая лисица. В XVIII веке здесь вымерли и некоторые виды гигантских черепах. Те, которых мы видели сейчас, завезены, как было сказано, с Сейшельских островов. На Маврикии, кстати, очень много «привозных» животных, изначально здесь не живших – львов, зебр и др.
Сильно пострадала и флора: поселенцы нещадно вырубали ценные породы деревьев, в том числе очень дорого ценившийся черный эбен, либо просто расчищали площади для посевов. Гибли не только леса, но вследствие этого и те, кто в них обитал.
Описывать урон, нанесенный человеком Маврикию за несколько столетий, можно еще долго. Сейчас на острове работают различные проекты по защите окружающей среды, в которых участвуют как местные защитники флоры и фауны, так и различные международные организации, включая Всемирный фонд дикой природы.
Значит, все-таки есть надежда.
Игорь МАТВЕЕВ, переводчик и журналист, г. Барановичи
Фото автора
Оставить комментарий