Профилактический рейд УВД Брестского облисполкома: внимание к проблемным адресам Московского района

Нередко близкие люди, годами живя под одной крышей, причиняют родным физическую боль и психические страдания. В милицию жертвы тиранов обращаются лишь в крайних случаях, и то в большинстве своем заявление на агрессора по разным мотивам писать отказываются. Выяснение отношений происходит чаще всего под воздействием алкоголя и на почве ревности. Участники рейда, инициированного УВД Брестского облисполкома, 7 февраля посетили такие тревожные адреса в Московском районе Бреста и посмотрели, как решаются проблемы в подобных отношениях.

Нож как аргумент

Александр и Татьяна живут в браке пять лет. В семье подрастает малыш – мальчику 4,5 года. Были, говорят супруги, и раньше «мелкие разногласия». Ну как мелкие – подвыпивших и общающихся на повышенных тонах людей приходилось утихомиривать участковому. А вот в минувшем августе произошел конфликт куда более серьезный. Татьяна приревновала Александра к его бывшей женщине, обнаружив в телефоне переписку. Подогретые алкоголем эмоции разгорелись до такого градуса, что супруг схватил нож. К счастью, в последний момент включились мозги, и непоправимого не произошло.

– Участковый предлагал выдать предписание, чтобы муж в течение 15 суток дома не появлялся. Я отказалась. Прожили ведь сколько, не посторонний все-таки человек, да и ребенок объединяет, – говорит Татьяна.

Уже полгода как в этом двухкомнатном блоке общежития на улице Высокой мир и покой – супруг закодировался. Работает. Находит время, чтобы отвести ребенка в сад и забрать домой.

– Мужчина имеет судимости. Один раз привлечен к уголовной ответственности за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, второй раз – по статье 86 УК РБ как лицо, впервые совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, когда в ходе конфликта в пьяном виде приставил к горлу супруги нож. Через некоторое время снова сел за руль «под градусом», уже не имея права управления. Первоначально получил наказание в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа.

Однако, рассмотрев апелляционную жалобу, суд его пожалел и в исправительное учреждение отправлять не стал – он отбывает наказание по месту жительства с соблюдением особого режима. Режим не нарушает. Словом, пока жареный петух пару раз не клюнул… Будем надеяться, выводы сделаны далеко идущие, – рассказывает старший участковый инспектор Московского РУВД г. Бреста Александр Рачинский.

Отдохнуть от тирана

– К сожалению, подобных случаев много. При обращении к нам жертв семейных тиранов на место выезжает наряд милиции. Лучший способ разрешения конфликтной ситуации – изъятие дебошира из жилого помещения. В его отношении составляется соответствующий протокол, направляется в суд, который и определяет меру наказания. С нашей стороны гражданину выносится защитное предписание, запрещающее ему в течение пятнадцати суток появляться по месту жительства. Это дает возможность семье хоть немного отдохнуть от агрессора. Дальше – стандартная наша работа по исправлению человека: беседы, если не действует – доставление к врачам-наркологам, лечение в стационаре. Когда и это не работает, приходится составлять протоколы снова и снова, привлекать к очередной ответственности. В итоге – предупреждение о направлении в лечебно-трудовой профилакторий. Кроме того, по данной категории лиц, если противоправные деяния с применением насилия совершаются неоднократно, а потерпевшие родственники отказываются писать заявление, милиция выходит с ходатайством в прокуратуру о начале уголовного процесса по факту истязания – когда имеет место применение физической силы. Если у семейного дебошира уже были судимости или административные взыскания, его ждет наказание вплоть до направления в исправительное учреждение открытого типа либо в СИЗО, – отмечает Александр Рачинский.

Возраст скандалистов самый разный. На вверенном ему участке есть 18-летний парень, который уже до совершеннолетия зарекомендовал себя асоциальным элементом и теперь скандалит с матерью, ворует из магазинов. Есть и 70-летние возмутители спокойствия. С ними сложнее – пенсионеров в ЛТП не берут, для них остается стационар наркологического диспансера и защитные предписания на 15 суток.

Страшная сила запоя

Уже немолодая Екатерина практически всю жизнь проживает вдвоем с единственным сыном – муж давно умер – и время от времени, когда 40-летний детина уходит в запой, страдает от психологического насилия.

– Кроме милиции, мне никто никак помочь не может. Милиция вылечить тоже не может – только временно ограничить общение, отправить сына в ЛТП. Я терплю долго, но когда он пьяный, становится просто невыносимым. Физического насилия никогда не применял, но очень морально душил меня. Будил ночью, чтобы я с ним разговаривала, чтобы дала денег на выпивку. Деньги, когда становилось уже совсем невмоготу, давала – чего скрывать. Вызывала милицию – там откликаются сразу по моему звонку. ЛТП, увы, не лечит. Сейчас он там уже третий раз, но спасение пока только такое, – делится своей бедой женщина.

Парень он хороший, добрый и работает, говорит, прекрасно, порядки дома наводит – пока не попадет в запой. Из запоя выходит очень сложно, когда ему уже становится совсем плохо, вплоть до потери сознания. Не раз с улицы его забирала «скорая». Но остановиться все равно не может.

В юности он попал в плохую компанию, пока мама допоздна была на работе, зарабатывала на жизнь. Компания стала главнее, но спасение искал дома – родной человек его отмывал, приводил в чувство. К годам 30-ти начались конкретные запои. Теперь Екатерина думает, если бы раньше отлучила сына от семьи, возможно, все было бы по-другому, возможно, он научился бы ответственности. У него была семья, но кто же будет терпеть алкоголика. Малыш растет без отцовской заботы, помогает бабушка.

– Что этому поспособствовало? – задается вопросом женщина. – Улица. И где-то невнимание мое, закрытые глаза мои – не хотела видеть проблему. С себя я вины не снимаю. Теперь у него зависимость, и просто так от нее не избавиться – для этого надо иметь огромную силу воли. Почему и пьет – силы воли нет. На новую работу устроился, месяц всё было нормально. А зарплату получил, встретил друзей – и всё. Хотя с виду он очень крепкий и мужественный, но сильно ведомый, легко следует за более активными и уверенными. Одна надежда – что одумается сам, надо работать с головой, когда трезвый.

Выводы сделал?

Еще один маменькин сынок-насильник ждал нас во дворе дома на улице Ленинградской. Василий не хотел, чтобы мы беспокоили пожилую маму.

– Пришел в нетрезвом состоянии домой, поэтому и поругался с матерью. Из-за чего разгорелся конфликт – думаете, помню? Она вызвала участкового. И на этом всё – конфликтов больше не было никаких, – заверяет 40-летний мужик, не совсем уверенно, однако, держась на ногах. – Участковый сказал, что я теперь на учете состою, регулярно вызывает на профилактические беседы. Каждый месяц езжу. И так буду в течение года.

Выводы, говорит, сделал. С мамой теперь не скандалит: «Не-не-не, вы что!» У Василия есть сестра, которая живет своей семьей. И он свою жизнь таки надеется устроить и признается, что даже девушка есть. Вот еще пить бы ему бросить.

Здесь вам помогут

Еще одним адресом стала кризисная комната территориального центра социального обслуживания населения Московского района. Это хорошая двухкомнатная квартира, оснащенная необходимой мебелью и бытовой техникой, где в любое время суток могут найти временное убежище от домашнего тирана четверо взрослых и малыш, для которого есть детская кроватка.

– Услугами кризисной комнаты ежегодно пользуются порядка 20–25 человек, – рассказывает психолог ТЦСОН Татьяна Мартынюк. – Обращаться к нам пострадавшие могут круглосуточно – им в обязательном порядке будет оказана помощь и предоставлен психолог. Ведь эмоциональное состояние, в котором приходят к нам люди, очень часто критическое. Психолог будет сопровождать их не только на протяжении пребывания здесь, но и после того, как они комнату покинут. Бывают ситуации, когда люди приходят к нам и без документов, без вещей, без денег – в таких случаях мы предоставляем им продуктовые наборы и одежду б/у.

Информация о проживающих в кризисной комнате в обязательном порядке передается в РУВД того района, где они зарегистрированы. А если есть несовершеннолетние дети, сведения поступают еще и в управление по образованию того района, где они посещают детские сады и школы. Это необходимо для того, чтобы была оказана комплексная помощь с участием всех субъектов профилактики, с которыми ТЦСОН в рамках межведомственного взаимодействия тесно сотрудничает.

Выход есть всегда

– На территории Московского района проводится профилактическая акция «Дом без насилия», основная цель которой – привлечь внимание населения, всех заинтересованных сторон к проблеме насилия в семье, расширить круг возможностей по оказанию помощи жертвам семейных агрессоров и мер воздействия к правонарушителям, – говорит официальный представитель УВД Брестского облисполкома Наталья Милюкова. – Согласно статистике, за 2024 год на территории области зарегистрировано 285 преступлений в сфере домашнего насилия, что на 20 процентов меньше прошлогоднего. Особое внимание при применении мер профилактики уделяется выявлению детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Осуществляется контроль за ранее судимыми лицами, отбывшими наказание за преступления в отношении своих близких.

За минувший год на Брестчине к административной ответственности привлечены 419 домашних агрессоров. В случае обращения пострадавших впервые в отношении нарушителя спокойствия выносится официальное предупреждение. Если агрессия повторяется, наступает административная ответственность, в зависимости от последствий ответственность может наступить и уголовная, или если побои в течение года будут нанесены трижды.

Также в 2024 году было вынесено 3,6 тысячи защитных предписаний, в ЛТП изолирован 1141 зависимый от алкоголя человек. За совершение домашнего насилия на учете состоят 3298 жителей региона, работа с которыми ведется практически каждый день и находится на особом контроле.

Работники правоохранительных органов обращают внимание: если вы стали жертвой домашнего насилия, необходимо обратиться по номеру 102 – выход из сложной жизненной ситуации есть всегда.

Ирина ОРЛОВА, фото автора

Яндекс.Метрика