Летопись многих городов и деревень Каменецкого района непосредственно связана с геноцидом мирных граждан, созданием и уничтожением гетто в период немецко-фашистской оккупации. Возможно, будущее историко-географических территориальных точек на карте Каменетчины было бы совершенно иным – если бы не война…
Пролог грандиозной драмы
Каменецкий район был полностью оккупирован немецкими войсками 24 июня 1941 года. Нацисты включили его в состав территории, административно включенной в округ «Белосток» в составе провинции Восточная Пруссия. Вся полнота власти в районе принадлежала нацистской военной оккупационной администрации, действующей через созданные вермахтом полевые и местные комендатуры. Во всех крупных деревнях района были созданы районные (волостные) управы и полицейские гарнизоны из белорусских коллаборационистов. Для осуществления политики геноцида и проведения карательных операций сразу вслед за войсками в район прибыли карательные подразделения войск СС, айнзацгруппы, зондеркоманды, тайная полевая полиция, полиция безопасности и СД, жандармерия и гестапо.
Одновременно с оккупацией нацисты и их приспешники начали поголовное уничтожение евреев. «Акции» повторялись множество раз во многих местах. В тех населенных пунктах, где евреев убили не сразу, их содержали в жутких условиях гетто вплоть до полного уничтожения, принуждая к тяжелым и грязным работам. Многие узники умирали от непосильных нагрузок, от постоянного голода и отсутствия медицинской помощи.
Оккупационные власти под страхом смерти запретили евреям снимать желтые латы или шестиконечные звезды (опознавательные знаки на верхней одежде), выходить из гетто без специального разрешения, менять место проживания и квартиру внутри гетто, ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, находиться на территории парков и в общественных местах, посещать школы. За время оккупации практически все евреи Каменецкого района были убиты, а немногие спасшиеся в большинстве воевали в партизанских отрядах. Точное число убитых евреев района до сих пор неизвестно. Есть лишь сведения о том, что из сельскохозяйственной колонии Абрамово, где до войны жили 172 человека, их вывезли и убили в Белостокском гетто, а из колонии Сарево евреев вывезли и убили в Каменецком гетто. В 1942 году в трех километрах от Чернавчиц в деревню Малая Турна свезли около 200 евреев-мужчин из ближайших деревень и расстреляли, весной 1942-го в урочище Ровец возле Больших Муринов расстреляли евреев из Большой Турны, Видомли и Каменца. Часть евреев из Видомли и Баранок вывезли в гетто Пружан и Волчина и там расстреляли в 1942 году. Последний известный расстрел евреев в районе произошел в 1944 году, когда были убиты две еврейские семьи (всего девять человек), отставшие от партизанского соединения, в котором они находились: это случилось в лесу где-то между Чвирками и Белево.
Реализуя нацистскую программу уничтожения евреев, Третий рейх создал на территории нынешнего Каменецкого района четыре гетто: в Волчине (лето 1941 г. – сентябрь 1942 г.) было уничтожено около 700 человек, в Высоком (лето 1941 г. – январь 1942 г.) замучено и убито более 2800, в двух гетто Каменца с лета 1941 г. по ноябрь 1942 года их погибло свыше 5000.
Волчин
Это местечко, с XVI века поочередно принадлежащее династиям Солтанов, Сапег, Флемингов, Чарторыйских, Пусловских и Нарбутов, имеет давнюю богатую историю. Его известность простирается далеко за пределы нашей области и страны: именно здесь появился на свет последний польский король и великий князь литовский Станислав Август Понятовский, именно сюда перевезли его останки из Ленинграда в 1938 году.
И сегодня Волчин представляет интерес для местных и приезжих, путешественников и краеведов: Троицкий костел, часовни – придорожная и Святого Владимира, синагога ХІХ века и церковь святого Николая Чудотворца 1812 года…
Бывая в этом уголке Каменетчины, долгом памяти будет остановиться у братской могилы жертвам фашизма. На ее месте в 1960 году установили бетонный обелиск с мемориальной доской в память о погибших, а в 2006-м провели реконструкцию обелиска: меценатом выступила семья Зельцер из Новой Зеландии в память о своем дедушке Лейбе Зельцере. И поныне упомянутый памятник является наглядным безмолвно-скорбным напоминанием о самой драматичной странице летописи деревни.
Немецкого гарнизона тут не было, представителями Третьего рейха являлись глава немецкой управы, а также полицейские из местных жителей. В здании бывшей синагоги оккупанты разместили склад. Примерно через два месяца после оккупации гитлеровцы согнали местных евреев в гетто, огороженное колючей проволокой.
По переписи 1939 года в Волчине проживало 402 еврея. Сразу после оккупации часть их отправили в гетто в Высоком для дальнейшей массовой казни вместе с местными евреями 2 ноября 1942 года.
По разным данным, евреев Волчина вместе с евреями из Чернавчиц убили в сентябре – конце октября 1942 года на северной окраине деревни, на опушке за Новым Волчином (при Польше местечко делилось на Старый Волчин, Новый и «осаду»). Обреченные люди, к этому времени почти только старики и дети, шли к месту расстрела покорно, не пытаясь бежать. Их обманули, что будут перевозить в другое гетто, и заставили погрузить свое имущество на крестьянские подводы. В убийстве участвовали немцы и полицаи. Возле ямы людей раздевали и расстреливали.
Каждой следующей группе приказывали ложиться поверх уже убитых. Ямы засы́пали только слегка, и через песок проступала кровь. Известен случай спасения – местные жители уговорили полицейского Мариана Коженевского спасти Есфирь Миндлер, еврейскую девочку лет девяти-десяти. За день до расстрела он куда-то вывез Есфирь из гетто, но ее дальнейшая судьба неизвестна.
В названном гетто с лета 1941 года до его уничтожения в 1942 году во время нескольких «акций» были замучены и убиты до четырехсот евреев из деревень Волчин и Чернавчицы, но на старом кладбище деревни Волчин на пастбище Дичка похоронены 700 евреев – потому что, кроме местных, туда были также приведены и убиты жители близлежащих деревень и местечек.
Высокое
23 июня 1941 года Высокое оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, которые в городе и районе уничтожили 1297 человек.
Высокое – это один из первых городов, оккупированных немецкими войсками. В это время на территории Высоковского района проживало свыше 3600 человек еврейского происхождения. Здесь началось формирование еврейского гетто руками самих же евреев.
Условия жизни в гетто резко ухудшились, когда немцы переселили в Высоко-Литовск часть евреев из Кобрина, Волчина, Рясно и из других мест, входивших в рейхскомиссариат «Украина». В одной комнате ютилось по три семьи.
Это значительно ухудшило санитарное состояние узников, поиски доброкачественной пищи и воды. Предполагается, что всего в гетто Высоко-Литовска было заключено не менее 2500 человек. Запрещалось также выносить трупы убитых на еврейское кладбище, немцы требовали хоронить их на территории гетто.
Гетто полностью сформировалось к зиме 1941 – 1942 годов, после этого евреям запрещалось покидать эту территорию, исключение составляла работа, из которой основной была уборка различного мусора. На работу узников водили в колоннах под вооруженной охраной, причем они должны были идти по мостовой, пользоваться тротуарами не разрешалось.
Утром в конце января 1942 года вывели самых сильных мужчин под предлогом отправки на работу в лесу. Но их расстреляли, причем точное место убийства неизвестно. Это повторилось еще раз в августе–сентябре 1942 года, когда несколько десятков евреев было доставлено из села Жабинка в Высоко-Литовск, где они были расстреляны вместе с местными. Осенью 1942 года немцы собрали евреев на рыночной площади. Там их разделили на три группы – мужчин, женщин и детей. Последних везли на повозках, а мужчин погнали пешком в сторону железнодорожной станции, где грузили в вагоны. Люди входили в вагоны буквально по головам, оставляя часть своего гардероба, обуви и головных уборов, грузились молниеносно – в течение
7-10 минут. Там они томились до вечера, пока не дождались прибытия узников гетто из Каменец-Литовска. Эшелон двинулся в сторону Треблинки, где все были отравлены газом.
Часть узников попыталась сбежать и спрятаться в окрестных лесах, однако большинство из них были пойманы и убиты. Одним из немногих выживших евреев Высокого был Давид Вольф, который выпрыгнул из поезда перед его прибытием в Треблинку и вернулся в Высокое, где нашел укрытие в польской семье.
На данный момент установлено, что с 1941-го по 1943 год нацисты уничтожили более 3000 евреев гетто города, а это значило ликвидацию большинства населения, без которого уже невозможно было представить жизнь довоенного Высокого. В 2010 году здесь был установлен памятник жертвам Холокоста на улице Фрунзе, у развалин старинной синагоги. Свидетель уничтожения Высоковского гетто художник Юзеф Харитон в послевоенные годы написал ряд картин об этих событиях, большая их часть находится в Еврейском историческом институте Польши.
Каменец
Каменец был захвачен немецкими войсками 23 июня 1941 года, и его оккупация продлилась 3 года и 1 день – до 22 июня 1944 года. Первой жертвой войны здесь стала еврейская женщина, убитая осколком немецкого снаряда в первый же день Великой Отечественной.
Убийства евреев начались в первый же день оккупации. Немцы очень серьезно относились к возможности еврейского сопротивления, и поэтому в первую очередь убивали в гетто или еще до его создания евреев-мужчин в возрасте от 15 до 50 лет – несмотря на экономическую нецелесообразность, так как это были самые трудоспособные узники. В начале июля 1941 года гитлеровцы организовали первую «акцию»: убили 108 молодых евреев в двух километрах от города слева от дороги Каменец – Брест в урочище Ровец.
В августе 1941 года всех каменецких евреев депортировали в гетто Пружан, но из-за нехватки места им через две-три недели разрешили самостоятельно вернуться. Всех вернувшихся согнали в два гетто – малое и большое. 1 января 1942 года оба гетто были объединены в одно.
Примечательный момент, на который нельзя не обратить внимания: в Каменецком гетто было несколько случаев побегов и отдельные случаи помощи бежавшим евреям от жителей города. В частности, зафиксирован случай побега большой группы евреев, но, не имея никаких возможностей скрываться, они были вынуждены вернуться обратно.
Бежал еврей Пиня, но его выдал солтыс деревни Большие Мурины, бежал известный врач Ноахим Гольберг с сыном Гиршем, дочерью Янечкой и зятем – поляком Людвигом: они скрывались на хуторах Смуга возле Дмитровичей, но их выдал местный полицай Гарах из деревни Осинники. Из евреев Каменца, оставшихся под оккупацией, спаслись только Леон Гедалье Гольдринг, выживший в Освенциме, и Дора, дочь Арона Мойше Гальперина, бывшего владельца каменецкой гостиницы.
Из книги «Память»:
«Вот что вспоминает Леон Гедалье Гольдринг из Каменец-Литовска, пенсионер, который постоянно живет в США, но часто приезжает в Быдгощ (Польша), откуда родом его жена Мария Брых: «…Немцы загнали нас в гетто. Однажды они потребовали, чтобы юденрат выделил для работы 30 молодых здоровых парней. Жребий пал на меня, а тогда мне было 17 лет. Вот тут стояла машина, которая должна была повезти нас неизвестно куда, а вот там стояла моя поникшая от горя мама, и я ее видел в последний раз… Нас, 30 человек, повезли, как оказалось, в Волковыск на ремонт железнодорожной станции. Закончился ремонт, и мы оказались в концлагере Освенцим. До момента освобождения я остался один! Выжил волей судьбы, но погибли все мои родные – мама, папа, брат и сестра. В Каменец я не мог вернуться, поехал в Америку. Там получил гражданство. Работал помощником пекаря, старался, обеспечил свою старость. У меня уже взрослые дети. Но воспоминания тех лет угнетают…».
Сейчас в Нью-Йорке есть музей, где находятся экспонаты, посвященные жизни евреев – наших соотечественников.
Памятник «Жертвам нацизма, памяти евреев-узников фашистского гетто в г. Каменце в 1941–1945 годах» установлен благодаря усилиям и финансированию таких людей, как Леон Гедалье Гольдринг, которые не смогли после войны вернуться домой, а вынуждены были жить за границей. Одна из них – Дженни Бух, потомок евреев Шалинских (фамилия по названию деревни Шаличи), приезжала в 2009 году на открытие памятника. К слову, райцентр нередко посещают потомки выживших и эмигрировавших в разные годы жителей Каменца и района. Точками притяжения для них становятся и это надгробие, и другие места памяти и скорби Каменетчины.
Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Фото из открытых интернет-источников
Оставить комментарий