Как и практически все профессионально-технические училища, Брестский государственный колледж приборостроения был образован для обеспечения кадрами конкретного предприятия, а именно – Брестского электролампового завода, на площадях которого учебное заведение и расположилось 45 лет назад. Постепенно оно стало ориентироваться и на другие предприятия машиностроительного профиля, открывая новые специальности. Время показало: путь выбран верный. О том, чем живет колледж сегодня, корреспонденту «Зари» рассказал директор Николай ШЛЯЖКО:
– Мы стали сотрудничать с Брестским машиностроительным, электромеханическим заводами, рядом других предприятий областного центра. Со временем ручной труд заменялся автоматизированным, какие-то специальности уходили, какие-то приходили. Из последних открытых профессий – «Оператор линии в производстве пищевой продукции» для компании BREMOR, ОАО «Савушкин продукт», а также «Оператор станков с программным управлением», «Наладчик технологического оборудования» для ИООО «АНРЭКС» и других предприятий области.
Модернизация производства предприятий региона идет семимильными шагами, они требуют рабочих более высокой квалификации. Как пример, известный производитель мебели ИООО «АНРЭКС», который недавно открыл новые производственные площади. К слову, его директор Игорь Симонович – наш выпускник. От них поступила большая заявка на целевую подготовку с гарантией хороших условий труда и достойной заработной платой.
Надо сказать, в последнее время предприятия повернулись к нам лицом, и мы стали работать с ними на равных. При этом всегда согласовываем с заказчиками кадров учебные планы, уточняем, на каком оборудовании ученики там будут работать, какие виды работ выполнять. В оснащении учебно-производственных мастерских предприятия принимают активное участие.
– Операторов линии в производстве пищевой продукции вы начали готовить изначально для компании BREMOR?
– Да, и в прошлом году выпустили первых специалистов. Профессия достаточно сложная, поэтому срок обучения – полтора года. На нее набираем ребят только после 11 классов. Компания получает рабочих в кратчайшие сроки. И сама же проводит колоссальную работу по профориентации. Конкурс иногда просто зашкаливает. К примеру, в этом году проходной балл на специальности «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» был 7,2, на «Слесаря-ремонтника», «Оператора линии в производстве пищевой продукции» – 6,8. Здесь сложилась конкуренция даже в рамках целевой подготовки.
Сегодня мы сотрудничаем примерно с 60 предприятиями. Здесь наших выпускников с удовольствием принимают на работу. Поэтому тесные контакты с нанимателями очень важны. Надо общаться, договариваться, решать проблемы сообща. К тому же представители предприятия – заказчика кадров являются председателями независимых комиссий, у нас на выпускных экзаменах и защите дипломных работ.
– Важен, наверное, не только учебный процесс. Посетив комнату, где собраны самые интересные экземпляры воплощения полета фантазии ваших учащихся, убедилась, что воспитанники колледжа – люди очень творческие.
– Истинная правда. Ребята активно участвуют в областных и республиканских конкурсах технического творчества. По этому направлению каждый год копилка достижений пополняется порядка 30 дипломами. Из самых ярких звездочек – прошлогодний выпускник Максим Пипченко. Он всегда хотел быть электромонтером-электромонтажником и на втором курсе уже составлял конкуренцию третьекурсникам, стал победителем во всех возможных конкурсах, один из которых – конкурс профессионального мастерства «Profskills», который проходил в городе Береза с 21 по 24 мая 2024 года. По его результатам Максим занял первое место в компетенции «Электромонтаж». Распределен он был в филиал ЭМУ-9 ОАО «Белэлектромонтаж», где парнем очень довольны. Довольны и родители. Работает он на различных важных объектах страны. К тому же заочно продолжает обучение в колледже на следующем уровне, получит специальность «Техник-электрик» и, скорее всего, в последующем поступит в вуз.
Можно отметить и другого нашего выпускника Вячеслава Пищука, который с 2014 года является директором частного производственного предприятия ООО «АртЭнвил». Среди множества интересных работ особняком стоит подарок Президенту страны от Брестской области – зубр из металла в натуральную величину, изготовлением которого занимались наши выпускники.
– Николай Алексеевич, давайте назовем все специальности, по которым ведет подготовку колледж приборостроения.
– Мы принимаем выпускников как девятых, так и одиннадцатых классов. Подготовка учащихся уровня профессионально-технического образования ведется по специальностям «Монтаж и эксплуатация электрооборудования» (квалификации – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электромонтажник по электрооборудованию, силовым и осветительным сетям); «Сборочные и ремонтные работы» (квалификации – слесарь-ремонтник, слесарь механосборочных работ); «Изготовление молочных продуктов» (квалификация – оператор линии в производстве пищевой продукции); «Эксплуатация, ремонт и обслуживание автомобилей» (квалификация – рихтовщик); «Обработка деталей на металлорежущих станках» (квалификация – токарь); «Наладка технологического оборудования радиоэлектронного производства» (квалификация – наладчик технологического оборудования); «Эксплуатация и наладка автоматизированного оборудования машиностроительного производства» (квалификация – оператор станков с программным управлением).
Подготовка учащихся уровня среднего специального образования осуществляется по специальностям «Монтаж и эксплуатация электрооборудования (квалификация – техник-электрик) и «Производство электровакуумных приборов» (квалификация – техник).
Ежегодно мы набираем и выпускаем более 200 человек, которые пополняют трудовые коллективы Брестчины. В выпускниках школ, наших будущих учащихся, больше всего ценим желание овладевать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для работы по будущей профессии. Современной экономике нужны исключительно грамотные специалисты, и мы можем их подготовить. Кто-то потом получает высшее образование и становится инженером, достигает высоких постов. А кто-то хочет быть просто хорошим, высококвалифицированным рабочим. И таких – великое множество.
– А какая профессия наиболее популярна у абитуриентов?
– Охотнее всего ребята идут учиться на электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, а также – на электромонтажника по силовым и осветительным сетям. На втором месте профессия наладчика технологического оборудования и оператора станков с программным управлением.
В выборе профессии немалую роль играют родные люди. Скажем, если кто-то из старших в семье работает на предприятии с достойными условиями труда и хорошей зарплатой, то и своих детей хочет направить именно сюда. Таких учащихся у нас порядка 20 процентов.
– Но зачастую остаются в колледже и с удовольствием осваивают профессию и те ребята, которых родители просто решили пристроить, чтобы они делом были заняты…
– Нередко в таких случаях бывает, что у вчерашнего троечника здесь всё начинает получаться, оценки идут в гору, ему это нравится, он ловит кураж и из школьного аутсайдера превращается в лидера.
Беседовала Ирина ОРЛОВА, фото из архива Брестского колледжа приборостроения