Если Украина продолжит политику уничтожения и стравливания церквей, то эти действия могут иметь печальные последствия.
История в тысячу лет
История христианства в Украине одновременно величественна и трагична. Само возникновение древнерусской государственности – общей для белорусов, россиян, украинцев – неразрывно связано с принятием христианства. Культура всех трех народов, по большому счету, формировалась под куполами церквей и в стенах монастырей.
Самым древним, самым известным и влиятельным монастырем Руси был Киево-Печерский монастырь, с XXVII века – Лавра. Ее история насчитывает без малого тысячу лет и содержит немало драматических периодов.
Двадцатый век, пожалуй, был для Киево-Печерской Лавры самым суровым. Атеистическая власть пыталась поначалу создать управляемую структуру, так называемую обновленческую церковь. В конце концов, разочаровавшись в эксперименте, власти ликвидировали все проекты – и русский патриарший, и украинский автокефальный, и обновленческий. Священники и монахи были либо разогнаны, либо развезены по лагерям, а то и вовсе расстреляны. Лавру превратили в музейный городок.
В позднесталинский период на некоторое время монашеская жизнь в Лавре возродилась, однако в годы правления Никиты Хрущева обитель снова была закрыта. Казалось бы, окончательное возрождение произошло в конце ХХ века. Однако в двадцатом веке злоключения Лавры не закончились.
Запутанная история
Религиозная жизнь Украины после обретения независимости стала запутанной и конфликтной. Появилось сразу две структуры, претендующие на название Украинская Православная церковь – каноническая, или УПЦ Московского патриархата, и раскольническая, не признанная ни одной из поместных церквей, УПЦ Киевского патриархата.
Характерной особенностью духовной жизни Украины всех лет независимости было диковинное переплетение религиозности и самого примитивного национализма. Наглядные примеры были повсеместно. Так, в киевском Свято-Андреевском храме, который стал пристанищем небольшой религиозной структуры «Украинская автокефальная православная церковь», я впервые в жизни увидел в алтарной части храма огромный сине-желтый флаг. Такое смешение религиозных и государственных символов несколько коробило.
После раскола Лавра осталась в составе Украинской Православной Церкви Московского патриархата, которая все годы независимости Украины была самой крупной и влиятельной церковью страны. «Киевский патриархат», несмотря на поддержку правящей верхушки, оставался маргинальной структурой, обреченной на постепенное забвение.
Монастырь вот уже несколько десятилетий находится под пристальным вниманием украинских национал-радикалов. Еще в начале нулевых посетителей Лавры приветствовала надпись на монастырской стене «Геть московського попа». К слову, минские подражатели украинских собратьев не отставали. Здание рядом со Свято-Духовым собором было украшено лозунгами «Маскалі забілі Бога» и «Маскалі – дзеці д’ябла». В Минске подобные надписи оперативно замазывали. В Киеве власти откровенно попустительствовали создателям настенных шедевров.
Короткая и нелепая жизнь. Страшная смерть
Но настенная живопись – это еще цветочки. В независимой Украине пышным цветом цвели самые различные секты – от псевдохристианских до откровенно сатанинских. Возможно, было публичное безнаказанное надругательство над христианской символикой, как, например, спиливание средь бела дня в августе 2012 года крестопоклонного креста в Киеве. Спилила его полуголая девка, Оксана Шачко, взгляд которой в момент акции излучал удовольствие садиста от лицезрения мук жертвы.
В те дни мне подумалось: это не конец истории. Народное предание полнится историями о судьбах людей, совершивших святотатство. Наверное, в любой западнобелорусской деревне вы услышите подобную историю. Все-таки: как закончит свои дни этот человек?
Финал наступил довольно быстро. В июле 2018 года в Париже Оксана Шачко совершила самоубийство. Комментируя событие, украинский священник написал: «Борьба с Богом и с Его Церковью в конечном итоге приводит к борьбе несчастного человека с Жизнью… Когда эти несчастные женщины спилили поклонный крест над майданом в Киеве – я молился сам и призывал молиться о них… Тогда у них еще был шанс, через Покаяние, вырваться из лап смерти. У несчастной Ксении такого шанса уже нет… Пусть эта короткая и нелепая жизнь и эта страшная смерть хотя бы послужит вразумлением тем, кто сегодня пытается идти против Бога и против Церкви».
Оскверненные храмы стоят пустыми
Однако, похоже, надежды на вразумление не оправдываются. После создания под патронажем президента Порошенко Православной Церкви Украины как противовеса традиционной УПЦ повсеместно можно наблюдать как национализм становится на место Христа и буквально вытесняет Его из храмов этой структуры. Для многих верующих такая откровенная политизация неприемлема.
То, что творится в храмах ПЦУ, для многих не просто неприемлемо, но кощунственно. Рок-концерты и лазерные шоу в храмах, разрешение женщинам посещать богослужение с непокрытыми головами, призывы к ненависти пока имеют один видимый результат – храмы стоят пустыми.
Перед президентскими выборами 2019 года в Украине я побывал на Волыни, побеседовал с благочинным одного из пограничных с нами районов. Процитирую отрывок из нашей беседы, который еще долго не потеряет актуальность: «Мы в Украине привыкли к манипуляции подобными вещами. Сегодня идет процесс захвата храмов, при этом большая часть тех, кто захватывает церкви, открыто говорит: мы в церковь не ходили и ходить не будем. Общество намеренно подталкивают к конфронтации. Людям как бы говорят: не хотите воевать – заставим. Найдем, как посеять ненависть…»
В 2019 году президентом Украины стал Владимир Зеленский, человек в равной степени равнодушный как к церкви, так и к синагоге. Казалось бы, самое время оставить Украинскую Православную Церковь в покое. Но на деле он оказался ее самым страшным гонителем. Президент-артист своими действиями напоминает императора-артиста, такого же истребителя христиан – Нерона.
Может, кому-то сравнение покажется преувеличенным: Зеленский ведь пока костры из христиан не разжигает. Но задача-то одна: бескомпромиссная борьба с христианством и христианами.
Не надо думать, что украинская верхушка борется с российским влиянием на духовную жизнь Украины. И монашество, и священство, и паства, которые сегодня подвергаются издевательствам, – украинцы и украинки. Под видом борьбы с «московскими попами» идет гонение на православную веру.
Гонители приходят и уходят. Церковь остается
Сейчас гонители замахнулись на многострадальную Лавру. Власти предписали священнослужителям и монахам 29 марта покинуть стены Лавры. Сейчас здесь служит предстоятель ПЦУ Епифаний, на богослужения которому приходится свозить людей автобусами из регионов. Не много находится желающих молиться в церквах, где проходят рок-концерты с призывами к убийству.
Чтобы как-то успокоить общественное мнение, послушные Зеленскому СМИ говорят: ничего страшного, место монахов УПЦ в Лавре займут монахи ПЦУ. Правда, здесь есть небольшая проблемка: у ПЦУ нет монахов для заселения обители.
Какая судьба ждет Лаврские святыни, хорошо показали события у ее стен первого апреля сего года. Коленопреклоненная певчая крестится на лаврские храмы. А вокруг нее танцуют под энергичную мелодию какие-то люди. Седовласый дед игриво виляет дряблым задом. Разукрашенные девицы лихо стучат по асфальту копытами. Всю эту красу снимает на мобильные телефоны десяток рук. На одной руке четко видна татуировка свастики. Пятая неделя Великого поста…
Православная церковь на восточнославянских землях за тысячу лет существования не единожды переживала разорение и поругание. Тем не менее всегда являла чудо возрождения после испытаний. Гонители исчезали, церковь оставалась. Беда, однако, в том, что все гонители в чудеса не верят. Проверяют на собственном опыте.
Игорь ГЕТМАН