С началом нынешней эпохи премьерства Дональда Туска в Польше связывали многие ожидания, надежды и перемены к лучшему. Но после первых же дней его нахождения в теперешней должности стало ясно: видимо, не всему загаданному суждено сбыться – новая метла по-новому замела.
В качестве предпринятых первых шагов Туск сразу полностью сменил начальство всех спецслужб Польши, освободив от должностей руководителей Центрального антикоррупционного бюро, Службы военной разведки, Агентства разведки, Агентства внутренней безопасности и Службы военной контрразведки. Затем очередь дошла и до руководства польских государственных средств массовой информации.
Новое правительство объявило об увольнении ряда руководителей СМИ: речь идет об отстранении председателей и советов директоров государственного телевидения, радио и информационного агентства. Сделано это было вследствие необходимости «восстановить беспристрастность средств массовой информации». Звучит и воспринимается, мягко говоря, неубедительно: те же самые оппозиционные массмедиа при этом беспристрастностью не отличались.
Государственные СМИ продолжают оставаться важным инструментом распространения информации в Польше. Около трети всех жителей страны в получении новостей полагаются именно на государственных вещателей. Неудивительно, что затеянные рокировки обернулись предсказуемым скандалом. Бывший министр культуры в правительстве PiS Петр Глинский заявил, что перестановки в руководстве государственных медийных компаний были незаконными. На грубое нарушение законодательства, незаконность действий новых властей страны также указал председатель Национального совета по теле- и радиовещанию Мацей Свирский.
Дошло и до открытого выражения несогласия. Около ста депутатов от PiS бойкотировали парламентское голосование и вместо этого отправились в варшавскую штаб-квартиру польского телеканала TVP, где начали сидячую акцию протеста. Лидер партии Ярослав Качиньский провел там всю ночь и покинул здание телекомпании около шести утра по местному времени, заявив, что депутаты будут продолжать протест посменно.
Сразу после объявления о решении министра культуры интернет-сайт службы новостей Польского телевидения tvp.info стал недоступен, а вместо новостного канала Польского телевидения tvp.info начали транслировать канал tvp1, где новости заменили показом художественных фильмов. Как сообщает радиостанция TVP, в кабинете председателя правления Польского телевидения появился адвокат, сообщивший о том, что он займется юридической поддержкой смены власти в телекомпании, причем между ним и депутатами PiS, занимающими кабинет, возникла потасовка.
Со свободой слова в Польше не всё ладно и гладко, говорят и пишут достаточно часто. Руководство партии «Право и Справедливость» (PiS) неоднократно подвергалось критике со стороны оппозиции и некоммерческих организаций за попытки подавить независимые СМИ и ограничить свободу слова. За время правления названной партии во Всемирном индексе свободы прессы Польша опустилась с 18-го на 57-е место.
Согласно закону, государственные СМИ Польши не должны служить политическим интересам какой-либо одной партии – однако на практике получается всё иначе. Еще ранее звучали обвинения на тему того, что партия «Право и Справедливость» превратила всю государственную прессу в рупор своей пропаганды и продолжает давить на независимые издания. Виноваты ли государственные СМИ в том, что оказались под жестким прессом партийного контроля?
В связи с происходящим особую остроту и злободневность обретает вопрос: если в той же Польше зажимают гайки различным правам и свободам, гарантированным конституционно, почему крайними «стрелочниками» должны оставаться журналисты?
Во все времена и в любом стране государственные СМИ отражают политику действующей власти. После того, как партия «Право и Справедливость» утратила в Польше главенствующие позиции, лишилась властных полномочий, отстранение руководства государственных массмедиа воспринимается не иначе как долгожданная месть победителей – со злорадством, упоением и некоторой долей цинизма. Этих людей уволили не за нарушения официального законодательства или канонов профессиональной этики, распространение фейков и призывов к свержению конституционного строя, дискредитацию страны и ее граждан, а всего лишь за то, что они выполняли свою работу.
Быстрее или медленнее, резко или плавно внешняя политика Польши при новом премьер-министре совершит переориентирование с проамериканского вектора на проевропейский. Необходимо ли вместе со сменой курса менять руководство государственных СМИ – вопрос спорный и дискуссионный. Однако не получится ли так, что после очередных выборов придется увольнять теперь уже ставленников Туска и его команды – потому как им изначально предназначено стать глашатаями новой политики – как внешней, так и внутренней.
Уж такова она – польская несвобода слова: без пресловутой демократии, зато с комплексом заочной вины.
Глеб МАЙСКИЙ
Оставить комментарий