Многострадальный законопроект был внесен в парламент еще год назад, но тогда многотысячные акции протеста вынудили отозвать его. В начале апреля этого года законопроект повторно внесен на рассмотрение парламента. Инициаторы законопроекта – депутаты, которые откололись от правящей партии «Грузинская мечта» и основали общественное движение «Сила народа». В парламенте депутаты остались в составе фракции большинства «Грузинская мечта».
К настоящему времени законопроект прошел два чтения, вызвал волну протестов и заявление президента страны Саломе Зурабишвили о наложении вето на закон в случае его принятия.
В чем суть законопроекта? «Сила народа» мотивирует необходимость принятия закона тем, что на сегодняшний день 90% финансирования негосударственного сектора непрозрачно. Неизвестно, какие силы и с какой целью финансируют политические партии и общественные объединения, медийные ресурсы и проекты, формирующие общественное мнение. Законопроект предусматривает представление финансовых деклараций неправительственными организациями и соответствующими СМИ один раз в год. Согласно законопроекту, агентами иностранного влияния будут объявлены юридические лица, источником 20% годового дохода которых является «иностранная сила».
Тут-то вопль и поднялся. Взвыли все, кто плотно сидит на иностранных подачках. Дескать, демократию ущемляют. Как и следовало ожидать, поддержку будущим иноагентам оказали влиятельные политики Запада, не гнушаясь откровенным шантажом, увязав принятие законопроекта с шансами на вступление в Евросоюз.
Претензии к законопроекту предъявлялись пустые и пафосные. Первоначально инициаторам в вину ставилось то, что проект скопирован с российского закона. Что ж, не нравится российский оригинал, скопируем американский, – парировала «Грузинская мечта», взяв за основу более жесткий американский закон 1938 года.
Тут уж нервы не выдержали окончательно. И внутренние, и внешние критики проекта дружно заявили, что такой закон Грузии вообще не нужен. Это Америке такой закон нужен. Что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Среди тех, кто подверг резкой критике законопроект, – посол США в Грузии Келли Дегнан.
Ираклий Кобахидзе, премьер-министр Грузии, не особо церемонясь, доходчиво объяснил ревнителям демократии, почему такой закон необходим. С 2020 года его страна прошла через две неудачные попытки «революций». Локомотивом этих попыток были именно неправительственные организации.
«Если бы неправительственные организации добились того, что они активно пытались сделать в 2020 – 2022 годах, а именно смены правительства посредством революции, сегодня Грузия оказалась бы в худшем положении, чем Украина», – цитируют СМИ премьер-министра. От подобной «украинизации» и призван спасти Грузию многострадальный законопроект.
Грузинские политики всерьез опасаются, что за двумя попытками насильственной смены власти последует третья, подготовленная более основательно. Заявления в таком духе не один раз делала Служба госбезопасности Грузии.
Кому и зачем именно сейчас нужен переворот в Грузии? Тем силам, которым необходимо вовлечение Грузии в украинско-российское противостояние и присоединение страны к антироссийским санкциям.
Лидеры «Силы народа» видят сегодня прямую угрозу суверенитету страны от неправительственных организаций, которые финансируются из-за рубежа. Принятие закона об иноагентах выбьет почву из-под ног тех, кто давно стоит на довольствии у внешних сил и, соответственно, является проводником их интересов в Грузии. «Как минимум давайте дадим народу возможность хотя бы знать, кто их финансирует», – заявил по этому поводу Мамука Мдинарадзе, лидер парламентской фракции «Грузинская мечта».
«Сила народа» менее политкорректна в этой ситуации, чем «Грузинская мечта» и откровенно заявляет, что неполитические организации надо называть тем, чем они есть на самом деле, то есть американской агентурой.
Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что рассмотрение законопроекта в третьем чтении состоится через две недели. Затем предстоит процесс преодоления вето президента.
Олег КУНЕЦ