Главная - Новости - Главные новости - Полесская свадьба

Полесская свадьба

Полесская свадьба

Свадьба – один из самых ярких и древних обрядов у многих народов. Славяне ему придавали особое, сакральное значение. С веками верования, традиции, конечно же, менялись, но и сегодня, если внимательно присмотреться, в сценарии даже самой ультрасовременной свадьбы можно заметить отголоски ритуалов «зари времен». Замечательное описание свадебных обрядов и песен жителей Полесья середины XVIII века собраны в книге этнографа Оскара Кольберга «Обычаи и свадебные обряды Полесья», изданной на польском языке в Кракове в 1889 году. Этот рассказ составлен по ее мотивам.

 

Жениться у полешуков принято было, по современным меркам, рано. Тянуть с этим «богоугодным» делом на селе, где жизнь проходила в добывании от зари до зари хлеба насущного, было не принято. «Дзяры лыка, пакуль дзярэцца: бо прысохне – не ўдзярэш», – поразмыслив, решал отец судьбу 18-летнего, а то и 16-летнего сына и, выбрав, как правило, не постный зимний вечерок, по предварительному сговору, а то и своим волюнтаристским, батьковым решением, прихватив за «кумпанию» близкого приятеля или соседа, гарнец горилки, каравай хлеба за пазуху и чарку в карман, шел в сваты.

 

 

Зайдя в хату выбранного для будущего родства семейства, сваты заводили традиционный разговор начиная с таких слов: «у вас товар, у нас купец», «у вас цветочек, у нас горшочек», «у нас бычок, у вас телочка» и так далее. Девушке на этих «переговорах» присутствовать не полагалось, и она в полном смущении убегала на время к подружкам. Надо отметить, что исходя из житейских соображений, претендентку на невестку выбирали в основном не по внешности, а по качествам. Перво-наперво в этом списке значились хорошее здоровье и трудолюбие. Немаловажны были репутация и достаток семьи, а также размер приданого. Похожие требования предъявлялись и жениху. Так что нежеланные сваты вполне могли получить отворот поворот. Мнение самих молодых учитывалось в последнюю очередь. Если же интересы сторон обоюдно совпадали, соглашение тут же скреплялось распитием принесенной сватами пляшки с горилкой. Монеты, брошенные сватами в начале этого ритуала на дно чарок, преподносили невесте в знак того, что ее «выкупили».

 

Через несколько дней после полученного предварительного «добро» сваты приходили на запоины. В доме невесты накрывали стол с угощением, к которому приглашали ближайших родственников и соседей. Во время этого застолья, между тостами и закусками, обговаривали детали и сроки предстоящего веселья. Как правило, венчались в ближайшее от запоин воскресенье, а накануне, в четверг, сваты приносили в дом невесты пироги с ягодами и фасолью, за которые невеста должна была их одарить кусками собственноручно сотканного полотна. В субботу приступали к изготовлению свадебного каравая. Занимались этим важным и почетным делом крестные матери невесты и жениха. Муку использовали только пшеничную, украшали как можно наряднее – слепленными из теста птицами, всевозможными цветами, колосками и шишками. Пока выпекался каравай, в хате молодого шло гулянье приглашенных им друзей и соседей. Из самого веселого и разбитного гостя выбирали дружку, которому вручали свежеиспеченный каравай. Водрузив его себе на голову, дружка трижды обходил стол, тем самым заканчивая «мальчишник» и давая знак гостям расходиться по домам.

 

На следующее утро жених со своим дружкой приходил в дом невесты, и она дарила ему два белых с яркой вышивкой платка. Один жених повязывал себе на шею, а второй – на пояс с правой стороны. Подружки невесты с песнями расплетали ей косу, вплетали в волосы разноцветные ленты и украшали голову венком. Затем родители невесты благословляли молодых и дарили им два небольших каравая. С этими хлебами жених и невеста отправлялись в церковь на исповедь и венчание. После службы все гости съезжались к дому молодой. Там молодоженов с медом и калачом встречала мать девушки. Обмакнув калач в мед, женщина подносила его молодым, и те должны были по очереди откусить и съесть по три куска. Переступив порог хаты, молодые получали из рук родителей еще один хлеб, с которым трижды обойдя стол, садились в угол хаты, называвшийся покуть или посажок, а гости садились к столу завтракать. Отведав угощений, гости пели и танцевали до обеда. Затем молодой с дружкой и сватьями отбывал в дом своих родителей, остальные гости продолжали веселье, а подружки молодой начинали с песнями плести небольшие венки из цветной бумаги.

 

 

В ночь с воскресенья на понедельник жених опять шел к невесте, на этот раз вместе со своим отцом, близкими родственницами, называемыми свахами и тремя мужчинами, один из которых назначался маршалком, другой старостой, третий дружкой. Маршалок нес палку с привязанными к ней платком, сапожками и вязанкой бубликов. Это были подарки, предназначенные невесте. Подойдя к хате невесты, жених и свахи оставались на улице, а за порог входил отец жениха, маршалок, староста и дружка. Подружки невесты встречали гостей словами: «Не зажигай дружка лучины, а то не найдешь девчины. Зажги дружка свечку и иди за печку». Дружка по этой наводке отправлялся на недолгие поиски и «найденной» невесте маршалок вручал принесенные подарки. Затем дружка должен был выкупить сплетенные девушками для гостей веночки. Этот торг с шутками и песнями мог занять долгое время, но без веночков ни жених, ни свахи переступить порог не имели права. Опорожнив свои карманы и заполучив наконец веночки, дружка выходил во двор и раздавал свахам. Прикрепив их к своим головным уборам-намиткам, свахи с женихом входили в хату, где, сидя во главе стола, рядом с братом, их уже ждала невеста. Место рядом с невестой также нужно было выкупать. Порой, ради веселья, даже получив выкуп, брат оставался на своем и тогда дружке приходилось сгонять его, угрожая пастушьим бичом. Когда схватив выкуп, под общий смех брат невесты убегал, жених наконец-то занимал свое место рядом с невестой и начиналось гулянье с песнями и танцами.

 

После полудня куфар с приданым грузили на воз и молодая, уже облаченная в намитку замужней женщины, отъезжала в хату мужа. Там на пороге их с хлебом и медом встречала мать молодого, одетая в вывернутый шерстью наружу овчинный тулуп.

 

 

Третий и четвертый день свадьбы гуляли в хате родителей молодого. В конце четвертого дня (а бывало, и седьмого) дружка с песнями и прибаутками резал и делил свадебный каравай на всех гостей. На этом веселая полесская свадьба и заканчивалась.

 

 

Олег ГРЕБЕННИКОВ

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика