В Иваново есть четыре городских школы. Около 600 учащихся занимаются во второй половине дня. Мнениями о том, какие плюсы и минусы имеет учеба во вторую смену, поделились родители, педагоги, ученики 6 «Б» класса СШ №4.
Неоспоримым преимуществом такого режима, считают большинство взрослых, является то, что дети высыпаются. Классный руководитель 6 «Б», учитель немецкого языка Светлана Волощук также отмечает, что учащиеся, которые садятся за парты в обед, на уроках более активны.
– Однако обучение во вторую смену имеет как положительные, так и отрицательные моменты, – говорит учитель. – Издержки состоят в том, что порой воспитанники забывают дома покушать, и тогда на занятиях им тяжелее сосредоточиться на формулах, графиках, «чтении» исторических, скажем, карт. Иногда случается, что ребенок во вторую смену приходит в школу с невыполненными полностью домашними заданиями, потому что у него не получается правильно распределить свое время утром. Несомненным плюсом учебы во вторую смену является то, что у ребят есть возможность научиться самостоятельности и самоорганизации.
Мама девочки М. написала в родительский чат: «Когда в конце прошлого учебного года узнала, что в 6-м классе у дочери будет вторая смена в школе, признаюсь, немного испугалась. Больше всего меня волновало то, что семья проживает далеко от школы, и мы с супругом не сможем подвозить хотя бы утром М. в школу. Однако этот вопрос решился. Кроме того, девочка стала самостоятельнее. Выполняет домашние поручения. Следит за временем. И высыпается».
Как учителя, так и родители замечают, что учащиеся во вторую смену меньше болеют из-за того, что круг людей, с которыми они общаются, значительно сужается. Некоторые взрослые отметили, что дети смогли в кратчайший срок адаптироваться, им даже нравится учиться во вторую смену, несмотря на то, что некоторыми увлечениями пришлось все-таки пожертвовать.
С точки зрения успеваемости большинство родителей утверждают: она, как правило, хоть чуточку, но падает, особенно в первой четверти. Это, в свою очередь, происходит по разным причинам – какой-то ребенок привык к постоянному контролю со стороны взрослых, кто-то не успевает по банальной причине – он просто по биоритму является «жаворонком», и пик работоспособности у него приходится именно на первую половину дня.
Также корреспондент побеседовала со специалистом – детским психиатром Ивановской ЦРБ Павлом Перепёлкиным, который отметил:
– Сразу скажу: к каким-то необратимым негативным последствиям учеба в школе не в первой половине дня не приводит. Хотя, конечно, есть нюансы. Например, физиологические особенности нашей нервной системы таковы, что в период с 14 до 16 часов происходит снижение активности. Кроме того, у подростка несколько иная потребность в общении со сверстниками, нежели в допубертатном возрасте. Теперь ему нужно не играть вместе, а общаться по интересам. Причем очень принципиально иметь возможность общаться с ровесниками вне школы, собираться большей или меньшей компанией, проводить время сообща. Конечно, вторая смена в школе оставляет для этого несколько меньше возможностей.
В отношении младших школьников есть другая особенность. Имея определенное свободное время в первой половине дня, им сложнее «переключиться» на учебу после того, как они только что отдыхали, играли. И чем младше возраст, тем сложнее дается такое «переключение».
Однако следует не забывать, что свою роль играют индивидуальные особенности. Преодолеть сложности можно с помощью распорядка дня. Хоть его нельзя предложить в некоем универсальном виде для всех, однако с уверенностью можно сказать, что он необходим. Вовсе не обязательно в нем с точностью до минуты всё расписывать. Он должен отражать очередность основных событий дня. Выбирать эту последовательность нужно совместно с ребенком, учитывая его пожелания и предпочтения. В зависимости от обстоятельств в него можно вносить изменения, но, конечно, если делать это слишком часто, то всякий смысл такого расписания теряется.
Как мама старшего ребенка, который в этом учебном году посещает школу во вторую смену, не для красного слова скажу: меня, как родителя, и дочь, как ученицу, режим послеобеденного обучения устраивает. Да, мне было бы удобно утром отвезти всех троих детей в школу и быть уверенной в том, что их несколько раз покормят. Конечно, комфортно всем жить в одном временном ритме. Безусловно, я не всегда доступна для связи с ребенком, когда ему, хоть изредка, нужна моя подсказка по тому или иному школьному предмету. Перечислять различные «но» можно бесконечно долго. Я о другом: мой ребенок уверен, что сильное родительское плечо всегда рядом и поможет. Несмотря на это, он понимает и то, что надо быть более самостоятельным.
Наталья КРИВЕЦКАЯ
Оставить комментарий