Белорусскому кинематографу требуется перезагрузка. С успехом прошедший в Бресте ІХ Республиканский фестиваль белорусских фильмов стал началом нового этапа в развитии нашего кино. Мы поинтересовались мнением экспертов о перспективах белорусского кинематографа.
Дмитрий СЕМЁНОВ, генеральный директор киностудии «Беларусьфильм»:
– Нами активно ведется работа с кадрами, будущими кадрами. Тесное взаимодействие выстраивается с Белорусской государственной академией искусств. В этом году молодые режиссеры буквально на третий день учебы, приехав на съемочную площадку, понимали, как выглядят съемки в реальных условиях. Наверное, студенты у нас больше времени проводят, чем в учебных аудиториях.
Кинопроизводство – сложный, трудоемкий процесс, который включает ряд технологических этапов. Если взять сериальное направление, то мы внимательно рассматриваем поступающие сценарии и находим хороший материал. Говоря о премьере «Классной», стоит отметить информационную поддержку, взаимодействие с рекламой, с фокус-группами на этапе монтажа. Большой вклад в итоговый фильм внесла обратная связь от педагогов. Нами разработан мерч. Он уже поступил в продажу. Наше самое главное достижение – отзывы и эмоции зрителей, это тот результат, к которому мы стремимся.
Республиканский фестиваль белорусских фильмов, конечно же, знаковое событие в культурной жизни, потому что подогревает интерес к кинематографу. Сейчас самое важное – нащупать молодую струю.
Валентина СТЕПАНОВА, исполнительный директор Республиканского фестиваля белорусских фильмов:
– В советское время было три самых почитаемых студии, чьи фильмы смотрели зрители и к которым с большим уважением относились профессионалы, – это «Мосфильм», «Ленфильм» и «Беларусьфильм». Сейчас, мне кажется, наступило время после небольшого перерыва для развития белорусского кино. Оно еще молодое – всего 100 лет. И сейчас есть надежда на движение вверх – появились талантливые молодые режиссеры, а именно Кирилл Халецкий, фильм «Классная» которого пользуется популярностью у зрителей, на подходе картина «Переломный момент» Дмитрия Сороки. Также мы показываем короткометражки студентов. Продолжают работу и мэтры – скоро увидим фильм «Батька Минй» Игоря Угольникова (это совместная постановка «Беларусьфильма» и «Военфильма»).
Считаю, что в производстве и успехе фильма важна и личность генерального директора. Сейчас к нам пришел новый директор, который бывает на съемочных площадках, умеет ставить задачи и спросить за их выполнение, заботится о коллективе. Надеемся, что белорусское кино будет двигаться вверх.
Республиканский фестиваль белорусских фильмов был прерван в том числе и потому, что на фестивале «Лістапад» есть национальный конкурс. Руководство Министерства культуры приняло решение возобновить фестиваль в Бресте. Наша задача – продвигать не только белорусское кино, но и идеологию белорусского государства. Кино должно быть о современниках. Может быть, сложно говорить о сегодняшнем дне, но эта тема всегда была одной из главных в творчестве мастеров.
Кирилл ХАЛЕЦКИЙ, режиссер:
– В советское время киностудия «Беларусьфильм» была одной из мощнейших. Конечно, до сих пор эта слава за ней остается. И мы, молодые, должны повышать имидж белорусского кинематографа. Мы смотрели золотую коллекцию фильмов, помним традиции, перенимаем опыт, но создаем что-то новое.
Перспективы у белорусского кинематографа самые радужные. Фильмов будет больше, они будут разных жанров, они становятся современнее, движовыми, молодежными. Нужно поддерживать свое кино. Это очень важно, потому что, если нет обратной связи, тяжело работать киношникам и киностудиям. Если мы видим теплый прием, кино будет востребовано и будет появляться больше фильмов. Я думаю, что мы дойдем до той отметки, когда у нас в кинозалах одновременно будут комедии, фильмы ужасов, приключения, драмы, боевики – всё белорусского производства. Импульс развитию дало внимание к молодежи. Я был распределен на «Беларусьфильм» в 2022 году и тепло встречен. До этого к молодым относились прохладнее, присматривались, не доверяли. Сейчас молодым зеленый свет на киностудии. Очень много ребят распределяются. Работают в разных направлениях и представят взгляд молодежи на явления, процессы, проблемы.
Конечно, наши мэтры остаются. Мы у них учимся. На многих проектах они выступают как художественные руководители. Мне нравится, что все чаще молодые отвечают за творчество, а опытные сотрудники направляют и курируют. Происходит обмен опытом.
Дмитрий СЕЛЮК, генеральный директор КУП «Брестоблкиновидеопрокат»:
– К сожалению, то количество фильмов, которое выпускают «Беларусьфильм» и негосударственные создатели, оставляет желать лучшего. Глава государства считает, что последний достойный фильм – «В августе 44-го». Сегодня Кирилл Халецкий создал шедевр. Мне и зрителям, судя по отзывам на фильм «Классная», думается, что эта лента дала большую надежду на серьезный рывок в кинематографе.
Хотелось бы выйти на высокий уровень. Пусть будет, три–четыре картины в год, пусть даже две, но такие, которые будут востребованы, монетизироваться и окупаться.
Что еще важно? Когда говорят «белорусское кино», почему-то возникают ассоциации с кинотеатром, но ведь это и документалистика, и анимация, и телевизионные проекты. У нас есть хорошая белорусская документалистика. Я как член совета по развитию кинематографии участвую в прениях и дискуссиях и могу сказать, соберет ли кино деньги. Для этого нужны молодые кадры, хорошие условия для их профессионального и личностного развития и талант. Мне хотелось бы, чтобы наша киностудия создала базу молодых достойных кадров и хорошие условия для их реализации, чтобы они закрепились.
Дань уважения нашим мэтрам, но, к сожалению, их мало кто знает из молодежи…
Да, в успехе фильма также важна работа кинопрокатчиков. В рамках программы «Культура Беларуси» каждый кинотеатр получил новое сердце – возможность показов в формате 2D, 3D, DCP. Это качественный показ. Все кинотеатры оснащены новейшим оборудованием. Для того чтобы кинотеатр зажил, нужно вложиться. Есть Кобрин и есть Береза. Березовский райисполком вложил деньги, показал зрителям какую-то фишку – и у жителей города появилась традиция ходить в кино. Кинотеатр в Кобрине работал в два раза хуже. В ремонт кинозалов вложили средства, кинотеатр «зашевелился». Кинопрокату нужно развиваться.
Что касается контента – много патриотических проектов. Кто-то скажет: «Вы приглашаете школьников». Но дети должны знать свою историю, символику, они должны любить и уважать свою страну, ценить то, что делает государство для народа, расти достойными гражданами.
Подытоживая, скажу так: у белорусского кинематографа есть будущее. Оно за молодыми талантливыми кадрами, которые имеют свежий взгляд на явления и процессы, происходящие в обществе, за тандемом молодых артистов с известными личностями, за поддержкой кино со стороны зрителей.
Мнения выслушала Юлия ВОВК Фото автора