Депутат Палаты представителей Национального собрания РБ, Павел ПОПКО:
– Я много встреч провел с избирателями, и в дискуссиях мы обсуждали различные проблемные вопросы до Всебелорусского народного собрания, активно обсуждаем и его результаты. Вижу правильность своих педагогических и экономических подходов, приоритетов.
На различных диалоговых площадках оргкомитет и президиум Собрания постарались услышать мнение каждого делегата. Важно, что очерчены векторы приоритетов в развитии и механизмы защиты от угроз и вызовов.
Хочу сказать о самых, на мой взгляд, главных.
Дети и молодежь – защита нашей национальной идентичности и целостности. Родителям, государственным институтам необходимо приоритетно формировать у детей творчество мышления и практические умения. Это обеспечит их конкурентоспособность на рынке труда в эпоху роботизации, т.е. замены рабочих рук на более технологических роботов, которые не умеют творчески мыслить и находить решения при нестандартных поломках, в рекламе и продвижении товара и т.д., в которых нужен творческий разум человека. Это позволит, на мой взгляд, сохранить национальный рынок труда и минимизировать трудовую миграцию.
Как бы это было ни тяжело, садимся с ребенком за шахматы, стратегии, ребусы, головоломки, поиск третьего варианта решения задачи, за рисование, пение, выезжаем в лесные квесты и т.п.
Начиная с детского сада и через всю осознанную жизнь формировать у школьника, студента четкое понимание уникальности себя как белоруса, т.е. готовности и желания в любой иностранной компании с гордостью сказать «Я – белорус!», «Мы дали миру…» и доступно мотивировать, возможно, даже и внушить своей образованностью и уверенностью это собеседнику.
Мы мало внушаем детям уникального национального в этом глобальном мире, элементов национальной белорусской идентичности!
Патриотизм и духовность – очень хорошо. Но с современной молодежью нужно говорить шире о национальных и личностных ценностях, без слов «идеология», «информационный час» и т.д. Национальное гостеприимство, трудолюбие, давай вместе, просчитай риски и ресурсы – фразы-лидеры в этой работе.
Умение с детского сада излагать точку зрения, при этом обосновывать ее, выслушивать контраргументы, идти на взаимовыгодный компромисс, готовность и потребность читать не менее трех альтернативных информационных источников. Пытаться побороть нездоровый личностный эгоизм.
Система белорусского образования – ключевое звено в формировании человеческих ресурсов.
Считаю целесообразным в ближайшее время расширение практики применения целевой подготовки специалистов, привлечения отделов кадров и качества предприятий и организаций к формированию содержания образования, совместной оценке качества подготовки специалистов на промежуточных экзаменах, а не только на итоговом государственном экзамене.
Необходимо предусмотреть возможность трудоустройства в счет брони инвалидам и лицам с особенностями психофизического развития.
Школа – не сфера услуг, поэтому необходимо исключить из перечня прав родителей учеников права на самостоятельное ознакомление с ходом образовательного процесса, что зачастую оканчивается их грубым субъективным вмешательством в деятельность, относящуюся к компетенции педагога.
Особое внимание необходимо уделить помощи родителям в раннем развитии детей, расширив возможности кружков и иных форм работы для развития способностей детей в учреждениях дошкольного образования.
В условиях нехватки мест в детских садах и школах в новых районах многоквартирной застройки необходимо дать местным бюджетам право финансирования части расходов частных дошкольных учреждений за счет средств местных бюджетов при отсутствии свободных мест в государственных учреждениях образования.
Необходимо устранить ущемление прав выпускников, обучавшихся за счет личных средств и приступивших к работе по полученной специальности сразу после окончания учреждения высшего образования, присвоив им статус молодого специалиста. Тем самым, данному выпускнику будут устанавливаться те же доплаты, что и выпускнику, обучавшемуся за счет средств республиканского либо местного бюджетов.
Многие из этих вопросов мы конструктивно обсуждали в различных, не только педагогических, коллективах, ряд из них прорабатывается для закрепления в новой редакции Кодекса об образовании.
Предприятия – главный катализатор инноваций и открытий в учреждениях образования! Они должны активно формировать конкурсные площадки в учреждениях образования по заявленным проблемам производства, создания, продвижения продуктов и услуг.
Законодательство должно позволять финансирование «оправданного риска» ученых. Иными словами, научный эксепримент может не привести к ожидаемым результатам, но при этом внести неоценимый вклад в понимание исследуемого процесса. Это должно оживить инициативу молодежи, научный и творческий дух, наладить диалог поколений.
Подготовила Ирина ОРЛОВА
Оставить комментарий