Врач-оториноларинголог Брестской областной детской больницы Евгений СКОВОРОДКО – папа шестерых детей, старшему из которых десять лет, младшему – год. Собеседник признался, что большая семья – огромная радость, но однажды все же испытал смятение. Когда это случилось и по какому поводу?
– Евгений Евгеньевич, чтобы самому стать примерным отцом, надо было иметь хорошего папу, верно? Ваш отец играл и, возможно, до сих пор играет заметную роль в вашей жизни?
– Моему папе Евгению Сковородко 62 года. Он прекрасный отец. Мы с ним большие друзья. Не только я, но и он советуется со мной, что очень приятно, дает ощущение нужности друг другу. К слову, такие доверительные отношения у нас сложились в мои студенческие годы. И когда я собрался жениться, то первому сказал об этом именно папе. В детстве он был строг к четверым своим детям. Я больше секретничал с мамой. А когда сам стал отцом, то понял, что папы замечают детей, когда те подрастают.
– Вы – многодетный папа. Если бы я спросила у вашего старшего десятилетнего сына, каким отцом он считает вас, как полагаете, что бы он ответил?
– Думаю, он должен отметить, что я его во всем поддерживаю. Мой отец меня всегда одобрял, помню, когда сообщил, что хочу стать врачом, он – водитель скорой помощи – стал брать дополнительные дежурства, чтобы оплачивать репетиторов. Я в отношении своих старших детей также проявляю понимание и поддержку. Скажем, Марку десять лет, он достаточно самостоятельный, решил учиться в компьютерной академии, куда сам добирается, ибо я на работе, а жене Татьяне хватает забот с пятью младшими. Хотя дочери – девятилетняя Диана и семилетняя Кристина – надежные мамины помощницы. Остальные – Филипп, которому пять лет, трехлетний Илья и годовалый Ян пока еще нуждаются в постоянном внимании и заботе. Тем более что мы с супругой приняли решение не отдавать детей в садик, а заниматься их воспитанием и обучением до школы самостоятельно.
– Решение по поводу создания многодетной семьи также обоюдное или дело случая?
– У моих родителей четверо детей, в семье жены – восемь, так что многодетность нам привычна. Четверых детей я считал нормой, но когда жена сообщила, что мы ждем пятого ребенка, испытал легкий стресс, заволновался. Правда, смятение быстро одолел. И когда через два года стало известно, что у нас будет шестой малыш, уже был спокоен, ведь с пятью мы справлялись успешно.
Много значит отношение общества к тебе как многодетному. После окончания Гродненского медуниверситета я работал в Мозыре, там женился, там родились первые трое детей. Когда у нас с женой появился третий ребенок, коллеги посчитали меня едва ли не сумасшедшим. А когда переехали в Брест, ближе к дому, я родом из Малориты, здесь трое детей воспринимались обычно. Даже шестеро никого не шокируют! И не случайно: Брестская область – лидер в стране по рождаемости.
– В начале нашей беседы вы сказали, что большая семья – много радости. Но ведь и проблем немало?
– Проблема, пожалуй, одна – найти время всем уделить внимание. Наши дети разные и требуют разного к себе отношения. Кого-то достаточно выслушать, кого-то нужно обнять и поцеловать, с кем-то поиграть, кому-то подарить небольшой подарочек и это будет являться проявлением любви. Но внимание нужно всем, а на это необходимо время. Ранее как многодетный брал отцовский день. И это было настоящим подарком. Хватало времени и на домашние дела, и на помощь жене, на разговоры и развлечения с детьми. И сейчас стараюсь каждую свободную минуту посвящать семье, чтобы дети понимали – они нужны, их любят.
– Как многодетный родитель с опытом, признайтесь, реально ли одинаково любить всех шестерых?
– Если вы о том, что в многодетных семьях кого-то любят больше, а кого-то – меньше, то это не о нас. Другое дело, что в зависимости от возраста детей и проявление любви к ним разное. Младшие больше нуждаются в нежности, обнимашках. А еще я заметил, если ребенок плохо себя ведет, значит, ему недостает внимания, и его порцию надо удвоить, а то и утроить. При этом все же стараюсь ко всем относиться одинаково. К слову, много читаю на эту тему, так как проблема отношений в многодетных семьях непроста. Во многом мне помогла книга Гэри Чепмен «Пять языков любви».
– Евгений Евгеньевич, а жизнь вне семьи себе представляете? Скажем, если вам предложат высокооплачиваемую работу в другом городе, уедете?
– Как главе большой семьи, как добытчику средств, отказаться от такого предложения было бы сложно. Но знаю точно, уже через неделю очень сильно скучал бы по своей прекрасной семье.
В семье Сковородко существует традиция, называемая днем ребенка. Скажем, Диана родилась 12 числа, а Филип – 26-го. Каждый месяц именно в эту дату родители всё свое время посвящают конкретному ребенку: идут с ним в кафе или в кино, в детскую игровую комнату и вовсю веселятся.
Беседовала Галина СТРОЦКАЯ, г. Брест
Фото из архива семьи