Главная - Новости - Главные новости - 115 лет назад родился наш земляк полярный летчик Илья Мазурук

115 лет назад родился наш земляк полярный летчик Илья Мазурук

115 лет назад родился наш земляк полярный летчик Илья Мазурук

Наш земляк, советский полярный летчик Илья Мазурук родился 115 лет назад. Он прожил яркую жизнь, прошел много испытаний, верой и правдой служил авиации.

 

Путь в небо

 

Будущий ас воздушных трасс появился на свет 7 июля (или 20-го по новому стилю) 1906 года в Брест-Литовске в белорусской семье простых рабочих.

 

Детство Илья провел в Липецке, где отец работал слесарем. Дом находился недалеко от аэродрома, однако юноша после окончания седьмого класса начал свой трудовой путь на местной электростанции и не обратил внимания на авиацию. Парня больше привлекла общественная деятельность. Илья стал одним из первых липецких комсомольцев, работал секретарем волостного комитета, затем в уездном и губернском комитетах союза молодежи. Летом 1926 года во время показательных авиаполетов в Орле ему посчастливилось совершить круг над городом. Именно данный полет все и решил. В день призыва в Красную Армию Мазурук настоял, чтобы его направили в авиацию.

 

Миссии спасения

 

Летное «крещение» Ильи Павловича проходило в боевых условиях – в борьбе с басмачеством.
Семьдесят защитников Кзыл-Агачинского гарнизона отбивались от наседавших со всех сторон басмачей. Первыми на помощь подоспели авиаторы. К тому моменту в крепости закончились патроны, почти не было продовольствия, в обрез оставалось запасов воды. На территории крепости советские летчики увидели два больших белых полотнища, на которых глиной было написано послание: «Нет патронов». Мазурук в ответ написал записку, состоявшую всего из одного слова: «Держитесь». Он проворно вытащил патроны из пулеметной ленты, завернул их в снятую гимнастерку, после чего сбросил над крепостью. Сверток с патронами попал по назначению. Таких посылок с патронами осажденному гарнизону советские летчики послали не одну. После этого они сами забрасывали басмачей гранатами. За проведение операции Мазурук был награжден пистолетом системы «Маузер» с дарственной надписью.

 

 

 

 

В экстремальных условиях проходили и гражданские миссии спасения. Весной 1932 года на Дальнем Востоке началось половодье. Река Хор вышла из берегов, затопила на десятки километров леса, поля, селения. Люди боролись за жизнь, как могли. А вокруг на сотни километров – безлюдье, тайга да сопки. И вот на затопленную улицу среди плавающих досок и бревен садится старенький гидросамолет. С этого началась слава «воздушного каюра» на Дальнем Востоке. Это был самолет Мазурука. Тогда же жители района имени Сергея Лазо Хабаровского края на берегу упомянутой реки воздвигли монумент из камня и дерева в честь летчика – за спасение в наводнение.

 

 

 

 

27 августа 1932 года Илья Мазурук на самолете В-3 (Junkers W 33) с бортовым номером СССР Л21 совершил первый рейс по маршруту Хабаровск – Иман (Дальнереченск) – Вторая Речка (Владивосток). Эта дата стала считаться днем рождения гражданской авиации Приморского края. В мае 1935 года пилот совершил перелет по маршруту Москва – Сахалин, который занял у него 45 часов. За долголетнюю работу по обслуживанию Сахалинской линии 16 мая 1935 года Указом ЦИК СССР он был представлен к первому ордену Красной Звезды. К ноябрю 1936-го Илья Павлович за 2553 летных часа налетал 533700 километров.

 

Вместо аэродрома – льдина

 

В начале 1937 года летчика вызвали в Москву по инициативе Михаила Водопьянова, знавшего его по трассам Дальнего Востока. Мазурука рекомендовали включить в состав воздушной экспедиции, к дрейфующей станции в Центральной Арктике.

 

В ходе необычной операции предполагалось высадить на лед в районе Северного полюса группу зимовщиков. Научные исследования специалистов должны были дать долгосрочный метеорологический прогноз и предсказать ледовую обстановку на трассе Северного морского пути. Тренировки летчиков начались в Подмосковье: сначала на У-2, затем П-5 и только потом на АНТ-6 конструкции Андрея Туполева.
Экспедиция во главе с начальником Главного северо-морского пути Отто Шмидтом в составе экипажей четырех моторных самолетов с пилотами Михаилом Водопьяновым, Василием Молоковым, Анатолием Алексеевым и Ильей Мазуруком взяли старт 22 марта 1937 года. База экспедиции была организована на острове Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа: это самый близкий к Северному полюсу клочок земли, отсюда до «макушки» планеты – 900 километров. Так началась история знаменитой станции «Северный полюс -1».

 

И вдруг – досадная неожиданность: катаясь на ледяной горке, Мазурук растянул связки на ноге, пришлось на несколько дней лечь в постель, а потом взяться за костыли. На Северный полюс так и прилетел – с костылем, причем посадку на лед совершил мастерски. На борту его самолета было много важной техники, аппаратуры, продуктов питания для дрейфующей экспедиции, которые он обязан был доставить, несмотря ни на что.

 

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, 27 июня 1937 года летчик получил звание Героя Советского Союза и орден Ленина. Впоследствии на «Северный полюс-1» он совершит 254 полета, что стало своеобразным мировым рекордом.

 

Воздушный транзит

 

Во время Великой Отечественной войны по приказу Сталина шло создание межконтинентальной авиалинии для перегона боевых самолетов, которые США поставляли СССР. Требовался надежный воздушный мост, недосягаемый для противника, и он был создан в рекордные сроки – всего за десять месяцев в северных районах Советского Союза появились десятки аэродромов и прилегающих к ним строений: так родилась трасса Аляска – Сибирь, или, сокращенно, Алсиб.

 

Общая протяженность воздушного транзита составляла 6306 километров: Фербенкс (Аляска), Берингов пролив, Уэлькаль (Чукотка), Сеймчан (Колыма), Якутия (полюс холода на Оймяконе), Киренск (Иркутская область) и Красноярск. Был принят эстафетный способ перегонки самолетов: американские летчики доставляли их от авиазаводов, расположенных на севере Соединенных Штатов, через Канаду в Фэрбенкс, где находилась советская военная миссия, принимавшая поставляемую технику.

 

29 сентября 1942 года на Чукотку перегнали первую партию американских самолетов – семь истребителей Р-40 «Киттихаук». Вел ее на своем бомбардировщике Б-25 с эмблемой «Белый медведь» полковник Мазурук. С трудом пробив многослойную облачность, истребители с подвесными бензобаками перелетели Берингов пролив и приземлились в Уэлькале. Там эстафету приняли летчики 2-го полка. Уже 16 ноября истребители прибыли в Красноярск и сразу были отправлены на Сталинградский фронт.

 

 

 

 

Как рассказывали очевидцы, ампутация обмороженных пальцев была на трассе обычным делом, при вдохе из зубов выпадали пломбы, было немало случаев обмораживания легких, а одному страдальцу ампутировали обмороженную губу. «Летают даже при 68 градусах!» – писал тогда потрясенный военный корреспондент. А сам Мазурук впоследствии вспоминал такой эпизод: «В феврале 1943 года ведомую мной группу из 12 истребителей «Аэрокобра» пришлось посадить на замерзшую песчаную косу реки Колымы у поселка Зырянка, поскольку аэродром назначения Сеймчан был плотно закрыт туманом. В Зырянке термометр показывал минус 46. Бортмеханик моего бомбардировщика призвал на помощь местных жителей. Всю ночь взрослое население Зырянки топило дровами железные печки под накрытыми большими кусками брезента «Аэрокобрами».

 

Всего в 1942–1945 годах по трассе было переброшено 8094 самолета, которыми были оснащены 250 советских авиаполков, успешно воевавших с гитлеровцами. Что же касается ее Красноярского участка, то в ее ведении находилась не только перегонка самолетов, поставляемых по ленд-лизу, но также организация и выполнение авиационного обслуживания хозяйства и населения огромного сибирского региона. За три года транспортные самолеты перевезли свыше 128371 пассажира, 18753 тонны грузов, а также 319 тонн почты.

 

С удачей на «ты»

 

Летчики, совершавшие рейсы на Дальний Восток и Крайний Север, в Арктику и Антарктиду, говорили: «Не будь дураком – летай с Мазуруком!»: удача и везение на протяжении всей жизни неизменно сопутствовали ему.

 

Однажды Мазурук совершил вынужденную посадку в тайге, повредив стойку шасси. На помощь пришли эвенки: по его просьбе они выстругали из самого прочного дерева, что растет в этих краях, даурской лиственницы, деревянную «ногу»-стойку. Илья Павлович не только благополучно взлетел, но и долетел до аэропорта Зея, а оттуда до Хабаровска.

 

 

 

Одно из жизненных испытаний могло оказаться роковым. По дороге в Охотск как раз над морем неожиданно отказал мотор. Потребовалось садиться прямо на воду, чтобы произвести ремонт, а ночью, в довершение ко всем бедам, разыгрался шторм. Одиннадцать суток (!) летчика носило по волнам Охотского моря. Чтобы не умереть от жажды, пришлось пить ржавую воду из радиатора, запаса продовольствия не было практически вовсе: лишь несколько галет и две плитки шоколада. После недели голода Илья Павлович обессилел настолько, что мог только лежать. Потом начались галлюцинации. Тогда поклялся: «Спасусь – прощай авиация, сам на примусе сожгу пилотское удостоверение». Однако после спасения моряками и госпиталя, отлежавшись, пришел в себя и снова вернулся к штурвалу.

 

После войны, с 1947 года на протяжении шести лет Илья Мазурук занимал пост заместителя начальника Научно-испытательного института. В январе 1956 года первым в мире осуществил посадку самолета Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде. Живя и работая в Москве, написал книги «Аэронавигация», «Над Арктикой и Антарктидой. Полярная авиация СССР». Оставил этот мир 2 января 1989 года, похоронен на Троекуровском кладбище российской столицы.

 

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Яндекс.Метрика