Накануне Дня белорусской письменности, который традиционно отмечается в первое воскресенье сентября, корреспонденты Zarya.by вышли на улицы областного центра, чтобы узнать: остается ли чтение актуальным вариантом полезного времяпровождения?
Рената:
– Если говорить об интересе к чтению, то всё начинается с личности педагога. Мне в этом плане повезло: наша замечательная учительница Людмила Дмитриевна проводила занятия на белорусском языке, подробно рассказывала о каждом произведении: язык впитывался быстрее за счет того, что на нем говорили, поэтому и сочинения писались намного легче. Я люблю постоянно читать что-то новое, хорошо запоминаю сюжеты книг, которые мне нравятся, поэтому не вижу необходимости их перечитывать, но к белорусской классике возвращаюсь постоянно. Вот и сейчас, иду в гости к бабушке, а в рюкзаке – ноутбук и пара книг.
Андрей Юрьевич:
– В молодости, будучи менее обремененным бытом и множеством домашних дел, читал больше. Но появилась своя возрастная особенность – всё чаще обращаюсь к детским книгам. Говорят, что эти книги пишут взрослые для взрослых – и в этом есть своя несомненная толика истины. Лично для меня это в какой-то мере своеобразная терапия от наваливающейся, словно снежный ком, негативной информации, которой в мире, к сожалению, слишком много и становится еще больше. Читать надо обязательно – это вопрос и образованности, и состояния душевного комфорта, и достоверности информации.
Людмила Петровна:
– Всей семьей читали – и будем читать! Считаю очень важным сохранение библиотечной системы города, области, страны: там работают прекрасные высокообразованные, обладающие большими знаниями и интеллектом люди, к которым привыкли обращаться и я сама, и все мои родные и близкие. Но только походами в эти учреждения культуры не ограничиваемся: новые книги покупают, обмениваются с другими читателями дочь, зять и внук, которому недавно исполнилось двадцать лет. Вечера семейного чтения у нас не редкость. Конечно, со временем предпочтения меняются: те же дамские романы и криминал мне уже не интересны, теперь свободное время отдается исторической и познавательной литературе.
Юрий Анатольевич:
– В школе русская и белорусская литература не были любимыми предметами, потому что преподаваемой классике предпочитал другую литературу. Читал всё подряд – фантастику, детективы, приключенческие книги. Хорошо помню время, когда достать интересующее издание было сложно, и необходимо было приложить определенные усилия, чтобы его заполучить. Мне кажется, что интерес к чтению ослабляет не интернет, а изменившееся отношение людей: сейчас книги убирают с полок, складируют в подвалах, отправляют на антресоли шкафов, сдают в макулатуру. А когда прячут – тогда и не читают: книга уже не находится в наших квартирах и домах на видном месте.
Анна Валерьевна:
– Мне кажется, школьные программы составлены не совсем в соответствии с возрастом учащихся: произведения порой очень сложны для восприятия, давать их для изучения рано. У меня самой до 17 лет, пока в университет не поступила, литература не шла никак. Дошла до этого в сорок, теперь читаем с детьми вместе, и если у них возникают вопросы, я им объясняю. От традиционного бумажного формата не уходим, дома книги есть, вместе с тем пользуемся услугами библиотек, скачиваем электронные варианты изданий. И здесь интернет только в помощь: реклама, рекомендации на определенных аккаунтах подсказывают, что можно почитать. Этим летом перешла на исторические романы Мориса Дрюона, английскую классику, осваиваю жанр фэнтези.
Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Фото Александра ШУЛЬГАЧА и Светланы БЕЛЯК