Особое значение Октябрьской революции 1917 года, важность ее роли в европейской и мировой истории и в настоящем времени не поддаются переоценке. В принятой при новой Советской, власти «Декларации прав народов России» четко определялось их право на свободное определение – вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, что в конечном итоге и удалось осуществить: на политической карте мира появилась и продолжает заявлять о себе признанная остальными странами, являющаяся полноправным субъектом международных отношений независимая суверенная Республика Беларусь.
Революция как точка отсчета
Дата 7 ноября – хороший повод напомнить о том, что в силу ряда причин для белорусов реализация упомянутого права проходила не сразу, а поэтапно, на протяжении достаточно длительного, исчисляемого десятилетиями хронологического периода. При этом никак нельзя оспорить очевидный факт: отправной точкой проделанного пути к собственной государственности, политической и экономической самостоятельности однозначно следует считать упоминаемые выше революционные события, благодаря которым стало возможным провозглашение БССР в январе 1919 года и вхождение в ее состав западнобелорусских земель двадцать лет спустя.
В одном из интервью прошлых лет нынешний ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь, а тогда – директор Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук, доцент Вячеслав Данилович четко расставил все точки над «i»:
«С точки зрения Беларуси нам не надо забывать то, что благодаря позиции Ленина была провозглашена БССР, на практике реализовывалась белорусская национальная государственность. Об этом нужно помнить, потому что неизвестно, когда бы мы получили независимость без революционных событий. Да, при нем территория Беларуси была разделена, но потом большевики ликвидировали эту историческую несправедливость.
Октябрьская революция очень сильно повлияла на историю становления Беларуси. Это было уже не полиэтническое образование, на первое место выступила национальная белорусская составляющая. В истории очень мало таких явлений, которые можно характеризовать как однозначно хорошие или плохие. Но могу сказать, что в далеком результате тогдашних событий появилась независимая Республика Беларусь, и сегодня мы можем идти собственным путем развития, руководствуясь интересами именно своего народа и государства.
На днях по данной теме высказался и депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси Игорь Марзалюк:
«Если говорить про Октябрь, то это важнейшее событие XX столетия, которое переформатировало всю мировую историческую, геополитическую повестку и предопределило развитие мира на десятилетия вперед, потому что без революции и трансформации Российской империи в СССР мир был бы иным, и не только одна шестая часть суши, но и все остальные материки и континенты.
Ни в Российской империи, ни в эпоху существования Временного правительства мы, белорусы, не имели возможности надеяться и мечтать даже об автономии в составе этого российского образования. Ленин считал, что необходимо создать Белорусскую Советскую Республику уже в 1917 году. Всебелорусский съезд, который так одни любят ругать, а другие – хвалить, прошел за деньги Совнаркома по прямому распоряжению Ленина и исполнял эту роль нарком по делам национальностей Сталин. 50 тысяч рублей выдали для того, чтобы в нынешнем театре Янки Купалы в конце 1917 года весь белорусский народ, все его социальные группы – от академиков до крестьян – собрались и определили, чего они хотят. Сталин в докладе 1921 года говорил: нас, большевиков, обвиняют в том, что мы выдумываем белорусскую и украинскую национальности. Они реально существуют, и им нужно дать возможность развиваться».
Своя власть
Сегодня необходимо напомнить и о том, что с самого начала Советская власть, как никакая другая, сразу же выступила на стороне белорусского народа – простых тружеников, обычных людей с их насущными вопросами и проблемами. Не являлась в данном плане исключением и Брестская область.
Как доподлинно установлено, еще в марте 1917 года при значительной поддержке большевиков в Лунинце были проведены выборы и создан первый на Брестчине Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Его влияние простиралось на всю неоккупированную часть тогдашнего Пинского повета – то есть на территорию нынешних Лунинецкого и Столинского районов. С деятельностью этой структуры связана сохранившаяся резолюция следующего содержания: «Мы, нижеподписавшиеся граждане села Рубля Минской губернии Мозырского уезда, собравшиеся сего 1917 г. мая 22 дня на общее собрание под председательством нашего товарища Павла Ивановича Котко, постановили: просить Совет, чтобы все земли монастырские, церковные, удельные, кабинетные, казенные, помещичьи, княжеские и вообще частновладельческие передать нам, трудящемуся народу, бесплатно». Приведенный документ подтверждает: именно в Совете и его депутатах из народа видели крестьяне защитников своих интересов в условиях двоевластия.
Вскоре после Октябрьской революции на Полесье начинается формирование местных органов Советской власти – волостных и сельских исполнительных комитетов, при которых в крупнейших населенных пунктах неоккупированной части Пинского повета создаются революционные комитеты – ревкомы, осуществляющие в силу своего статуса чрезвычайных органов всю полноту власти на своих подконтрольных территориях. Тогда, к примеру, благодаря активности Плотницкого ревкома местный бедняк Петр Юнкевич получил корову и несколько пудов зерна. Чтобы поддерживать на местах общественный порядок, противостоять разгулу криминала, некоторые волостные ревкомы, в том числе Теребежовский, организовывали отряды самообороны. Один из таких отрядов в деревне Глинка дал вооруженный отпор бандитам, после чего количество грабежей здесь значительно уменьшилось.
Нельзя не отметить того, что в Западной Белоруссии установление Советской власти дважды – до начала советско-польской войны и подписания Рижского мирного договора и после освободительного похода Красной Армии осенью 1939 года – проходило без каких-либо вооруженных инцидентов и конфликтных ситуаций чрезвычайного характера со стороны местного населения, что свидетельствует о ее всеобщей поддержке и народном признании. Так, по воспоминаниям очевидцев, после проведения в Лунинце 24 – 25 ноября 1917 года первого съезда Советов Пинского повета здесь же, у Народного дома, состоялся митинг, на который жители города и окрестных деревень собрались с красными знаменами и транспарантами, содержащими призывы-лозунги «Вся власть Советам!», «Пусть живет РСДРП (большевиков)!» и другие в духе той бурной революционной эпохи.
В отличие от польской администрации, осенью 1939 года на освобожденных западнобелорусских землях красноармейцы и представители Советской власти вели себя предельно корректно. Сами участники того исторического похода РККА позиционировали себя в амплуа освободителей братских белорусского и украинского народов от угнетения польскими помещиками и капиталистами. Поведение представителей Советского Союза практически не вызывало нареканий у местного населения, так как Красная Армия действовала не как агрессор, а в почетной роли проводников миротворческой миссии. Советское руководство перед лицом мировой общественности и населением занятых областей, а также для своих граждан объясняло введение частей Красной Армии на территорию Польши как вынужденную меру, необходимую для защиты братских народов. Такое объяснение было особенно убедительно и эффективно ввиду очевидности понимания того, что в противном случае «кресы всходние» оказались бы, как и остальная часть Польши, под немецкой оккупацией.
Активное участие местных жителей в пришедшей на смену «польских часув» советской жизни готовило почву для следующего шага – подготовки к выборам в Народное собрание Западной Белоруссии. Как уже рассказывала «Заря», проведение этого мероприятия 28 – 30 октября 1939 года в Белостоке и его решения о ходатайстве перед Верховным Советом СССР и Верховным Советом БССР о принятии Западной Белоруссии в состав СССР и БССР, по сути, завершили переходный период к закреплению принципиально нового, более справедливого общественного строя: население западнобелорусских территорий тогда выразило готовность стать гражданами своей воссоединенной республики, а вместе с тем – общего равноправного великого во всех отношениях советского государства.
Евгений ЛИТВИНОВИЧ