Около полутысячи жителей области пострадали от виртуальных мошенников

Свято место пусто не бывает. Буквально пару лет назад пользователи социальных сетей жаловались на вал афер в этой сфере, когда якобы один из друзей просит перевести ему денег, а затем безжалостно «потрошит» банковскую карту доверчивого собеседника. Всё потому, что тот имел неосторожность выдать реквизиты «пластика». Сегодня подобные преступления отошли на второй план. Люди схему усвоили, и обмануть кого-то стало в разы сложнее.

 

Однако виртуальным умельцам креатива не занимать. На смену тут же подоспели новые способы развода, к которым граждане оказались не готовы – в том числе и по причине минимальных познаний по обеспечению собственной информационной безопасности. Как защитить себя от киберпреступников и почему брестчане по-прежнему доверяют незнакомцу в сети, в этом и многом другом разбираемся вместе с Александром Рингевичем, начальником отдела по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий УВД Брестского облисполкома.

 

У меня зазвонил телефон…

 

В руках виртуальных мошенников этот совершенно рядовой предмет быта, пожалуй, самый незаменимый. Львиная доля цифровых преступлений, которые получили распространение в наших широтах за последнее время, начинаются именно с него и имеют общее название «вишинг».

 

С ноября 2019 года брестчанам и жителям области стали активно названивать так называемые банкиры, которые пытались разузнать реквизиты банковских «пластиков». Человек на другом конце провода обычно представлялся сотрудником того либо иного банка и сообщал «клиенту» о том, что с его карточки кто-то пытается списать деньги. Чтобы остановить утечку, нужно заблокировать карту, причем быстро, ни секунды немедля. В итоге спешка, как правило, оборачивалась заявлением в милицию. Но не в отношении так называемого похитителя накопленных средств, а в отношении того самого «банкира», который, узнав необходимую информацию, без проблем переводил кровно заработанные жертвы себе в карман.

 

В подобных случаях, поясняет Александр Рингевич, преступнику по-прежнему нужны реквизиты банковской карты, вот только добывает он их уже не по привычке через соцсети, а менее заезженным способом. Поэтому жертв таких преступлений меньше не становится. С начала года их число перевалило за 400, хотя в аналогичный период 2020-го насчитывалось чуть более 80. Минимальная сумма ущерба – от 50 рублей, максимальная – свыше 74 тысяч.

 

Конечно же, универсальные правила, как себя вести в подобных ситуациях, существуют. И многие жертвы киберпреступлений о них хорошо знают в теории, но на практике теряются и делают то, чего категорически делать нельзя. А именно – разглашать незнакомцу конфиденциальную информацию о платежных инструментах!

 

Ваш личный сорт вишинга

 

Но надо отдать должное, арсенал уловок киберворов богат и разнообразен. Поэтому вовсе не удивительно, что хитрецам в итоге все же удается добиться желаемого, а жертвой обманщика может стать даже продвинутый пользователь современных информационных технологий или успешный предприниматель.

 

Буквально недавно в сети псевдобанкиров угодила семейная пара – основатели собственного бизнеса. Сумма ущерба составила более 43 тысяч белорусских рублей. Нечистые на руку дельцы убеждали супругов, кроме того, снять наличку и с другой карты, чтобы перевести на ту, данными которой они смогли завладеть. Подавалось это, разумеется, под соусом того, что нужно срочно спасать деньги, а иначе есть риск остаться без копейки. Но что-то заставило потерпевших на этом моменте насторожиться и положить конец вымогательству. Тем не менее солидной доли накоплений они всё равно успели лишиться. 

 

 

 К каждой потенциальной жертве ловкачи из сети подбирают персональный ключик. Успех зависит как раз от того, насколько идеально он повторит размеры замочной скважины. К счастью, здесь Фортуна не всегда содействует виртуальным «карманникам». Свежий пример: на Viber жительницы Бреста позвонил очередной такой умелец, представившись сотрудником «БПС-Сбербанка», и потребовал пригласить к телефону ее сына. Уже в беседе с мужчиной аферист традиционно заявил, что с его карты пытаются списать деньги, и попросил предоставить персональные данные «пластика» для блокировки. В ответ последовал отказ, поскольку собеседник пользуется услугами «Приорбанка». Не вопрос, видимо, подумали на том конце провода, и следующий звонок на этот номер поступил уже от сотрудников упомянутого финансового учреждения – с аналогичной «сказкой» о краже денег. Но и здесь брестчанка и ее сын оставались непоколебимы. Третий звонок настойчивые хитрецы совершили уже от имени… милиции: в графе с именем пользователя в Viber значилось «102». Звонивший представился сотрудником ОВД Ленинского района – майором милиции Никитой Соколовым. Так называемый страж порядка подтвердил, что предыдущие собеседники в самом деле сотрудники банка и попытался опять-таки расспросить о реквизитах карты. Впрочем, снова безуспешно. На четвертый раз убедить упрямых родственников предоставить запрашиваемую информацию попыталась якобы заведующая отделом финансов Московского района – некая Светлана Никитина. Но и на этот раз ничего не вышло. Бдительности и терпению героев этой истории можно только позавидовать. А вот их пример мог бы стать в буквальном смысле слова другим наукой.

 

На что стоит обращать внимание в подобных ситуациях? Во-первых, на графы «имя пользователя»: в мессенджерах мошенники часто выписывают туда реальный номер банка, а на аватарку ставят его логотип. Однако если нажать на контакт и просмотреть подробную информацию о нем, то выяснится, что номер телефона отнюдь не банковский, а с кодом другой страны.

 

Во-вторых, если «банкир» владеет какой-то минимальной информацией о вас, называет имя, фамилию, дату рождения, это вовсе не означает, что он настоящий. Базы данных с такими сведениями можно без труда перекупить в интернете. Они всплывают там в результате кибератак, например, на онлайн-магазины, где хранятся сведения о миллионах клиентов.

 

– В идеале у человека должно быть минимум две карты, – говорит Александр Рингевич. – Первая – зарплатная, по которой осуществляется приход-расход денежных средств. Ее необходимо использовать только для расчетов в магазине и снятия в банкомате. Категорически нельзя светить реквизиты этого «пластика» в интернете. Для онлайн-покупок рекомендуется завести виртуальную карту и пополнять ее только в момент расчетов в сети. Да, быть может, это не совсем удобно. Но ведь мы в свое время приучили людей переходить дорогу на зеленый свет. Возможно, кто-то спешит и стремится перебежать ее на красный – но это небезопасно. Так же и в сети: спешка – худший враг.  

  

Помоги себе сам

 

Когда пострадавшие граждане рассказывают о своих злоключениях в милиции, как правило, похищенные деньги успевают перекочевать на кошельки или счета в соседних государствах. Раскрываемость преступлений в сфере высоких технологий связана с длительностью ответа, поскольку приходится запрашивать информацию в соответствующих органах других стран. За это время украденных средств и след простынет. Поэтому лучшая защита, говорит наш собеседник, это профилактика. Причем внести свою лепту в общее дело может каждый из нас, проявив бдительность и предупредив об опасности близких.

 

– Если вам поступил звонок «из банка», следует помнить, что данные персональной карты нельзя никому сообщать. Банк никогда не станет звонить своим клиентам посредством интернет-мессенджеров! Если это настоящий сотрудник, то он точно будет знать как минимум номер вашей платежной карты и никогда не спросит конфиденциальную информацию по телефону. Уточните, с кем общаетесь, положите трубку и перезвоните на номер телефона, который отобразился на экране, опишите суть возникшей проблемы. Скорее всего, собеседник сообщит, что вам вообще не звонил. Современные технологии позволяют подменить номер на экране вашего мобильного на совершенно любой, в том числе заменить его названием банка. Если на вас давят, угрожают, что через несколько секунд вы понесете финансовые потери, кто-то оформит на вас кредит или карту вообще заблокируют, не волнуйтесь, это обычная уловка преступников, главная цель которых ввести вас в состояние стресса. Но даже в этом случае не сообщайте никакой информации собеседнику. Положите трубку и лично перезвоните в банк, номер указан на обратной стороне вашей карты, – резюмирует Александр Рингевич.

 

Татьяна МИЦКЕВИЧ

Опубликовано: 08:31 - 23.02.2021г.
Поделиться новостью