«Одно окно»: наш белорусский бренд

Совершенствованию работы одной из наиболее востребованных среди белорусского населения службы 115 было посвящено прошедшее в минувшую пятницу выездное заседание президиума Брестского областного Совета депутатов.

Новый подход

Указом Президента Республики Беларусь от 24 мая 2018 года №202 предусмотрено, что служба «Одно окно» создается в каждом городском исполнительном комитете, а также в администрациях районов города. В Бресте пошли дальше, объединив сразу три местные территориальные службы под одной крышей отдельного здания по улице Маяковского, 6.

О переводе служб «Одно окно» Брестского горисполкома, администраций Московского и Ленинского районов из ранее занимаемых помещений на новое место населению было объявлено заранее, проведена масштабная информационная кампания с участием СМИ и социальных сетей. К моменту открытия здесь полностью обновили интерьер, для удобства персонала и посетителей, включая людей с ограниченными физическими возможностями, провели зонирование, отвечающее всем современным требованиям и нормам. Рядом с детским уголком в зоне ожидания постоянную «прописку» получило организованное рабочее место с персональным компьютером для обеспечения возможности самостоятельной подачи заявления об осуществлении административных процедур.

– По сути, на сегодняшний момент новая организация работы трех местных служб «Одно окно» действует один год и один месяц, начиная с 19 февраля 2024 года. Прошедший непродолжительный срок подтвердил, что создание единого центра в Бресте оказалось правильным решением с учетом накопления практического опыта и максимального удобства для граждан. Нельзя не поддержать инициативу Брестского горисполкома о проработке варианта размещения подобного Центра и в микрорайоне Восток: город строится, возводятся новые кварталы. В принципе, с помещением уже определились. Поддерживаю позицию руководства Бреста, начиная от общего концептуального подхода, структурирования данной службы. Организация филиала по новому адресу – абсолютно правильное решение, одинаково актуальное для крупных городов, таких как Барановичи и Пинск. В таких объединениях есть достаточно глубокий смысл: подобный алгоритм действий позволяет решать многие вопросы на более высоком, качественном уровне, – высказал мнение председатель Брестского областного Совета депутатов Игорь Брилевич.

Унифицировать систему

Уже в ходе пленарного заседания председатель Брестского областного Совета депутатов обратил внимание на необходимость унификации работы служб «Одно окно» в едином русле:

– Эта служба должна носить универсальный экстерриториальный характер, чтобы работать одинаково по идентичному перечню процедур в любой географической точке нашей страны, включая Брестскую область.
Озвученную проблематику надо будет более досконально детализировать. В частности, нивелируя, сводить к минимуму вопросы, которые возникают на стыке полномочий различных ведомств, в том числе на законодательном уровне. Так, по одной из них согласно соответствующему Указу Президента срок исполнения запроса составляет 7 календарных дней, однако в соответствии с Жилищным кодексом Республики Беларусь организации, которым направлены запросы по данной процедуре, должны предоставить ответ с момента получения запроса в трехдневный срок. Кроме того, было предложено объединить ряд административных процедур, регулируемых Положением о порядке назначения выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденным постановлением Совета Министров от 17 декабря 2017 года. «Есть блок вопросов, связанный с начислением пособий мамам, родивших детей. Всего насчитывается шесть разных пособий и соответствующее количество разных административных процедур. При этом законодательно предусмотрен один бланк заявлений. То есть родившая женщина приходит и пишет одно заявление, но в нем может быть как одно, так и шесть пособий, которые ей положены и нужны. В зависимости от того, сколько пособий она укажет в заявлении, столько отдельных процедур необходимо создавать. Пакет документов и запросы практически идентичны. Все эти процедуры надо объединить в одну», – такое мнение прозвучало на пленарном заседании.

Вместе с тем многое можно изменить и на местном уровне. Обращаясь к участникам заседания президиума областного Совета депутатов, Игорь Брилевич признал, что наиболее всего его тревожат вопросы формирования нагрузки и заработной платы сотрудников вышеупомянутой службы, которая явно не соответствует возложенной повышенной ответственности:

– Давайте говорить прямо: заработная плата небольшая, а требования к квалификации этих людей очень серьезные. Там должны быть универсальные специалисты, которые будут разбираться в тех или иных процедурах детально, учитывая, что в каждой процедуре существуют свои нюансы.

К слову, нагрузка, о которой зашла речь, формируется исходя из различных составляющих. Например, в настоящий момент службой «Одно окно» Брестского горисполкома выполняется 232 административные процедуры, в то же время аналогичными службами администраций Московского и Ленинского районов – по 220. Разные службы, соответственно, осуществляют различные административные процедуры, в том числе более сложные, многоступенчатые, требующие большего количества переписки: статистика количества принятых заявлений с числом направленных запросов совпадает не всегда.

Что касается единого центра службы 115 в Бресте, нагрузки на него продолжают оставаться «пляшущими» и вместе с тем неизменно высокими. Так, общая численность сотрудников единого центра службы «Одно окно» сегодня составляет все те же 20 человек, как и ранее, когда Брестский горисполком представляли четыре сотрудника, администрацию Ленинского района – шесть, Московского – десять.

Для справки: в прошедшем году первой из названных служб было принято 13 129 заявлений, второй – 13 776, третьей – 27 994. При этом средняя численность посетителей в день составляет примерно 400 человек, был официально зафиксирован случай, когда за рабочий день названные службы приняли 750 человек.

На заседании прозвучал ряд вариантов, непосредственно касающихся улучшения качества обслуживания заинтересованных лиц, а также увеличения престижа работы службы «Одно окно». В частности, целесообразными были признаны вопросы о включении сотрудников службы в штат госслужащих, выработке общего подхода к организации структурных подразделений «Одного окна» по всей стране, единого уровня заработной платы вне зависимости от региона.

К слову, определенные шаги в данном направлении уже предприняты. Так, со всеми сотрудниками единого центра службы «Одно окно» в Бресте заключены гражданско-правовые договора с РУП «Центр информационных технологий» Национального Статистического комитета Республики Беларусь». Данный подход позволил обеспечить единый уровень заработной платы специалистов службы, которая с 1 марта повышается на 12,4 процента.

– Что касается перевода сотрудников службы «Одно окно» в категорию государственных служащих – такое предложение имеет право на рассмотрение в качестве альтернативного. Улучшение качества обслуживания подразумевает увеличение скорости: таким образом, для каждого конкретного гражданина возникает необходимость в создании определенной базы, чтобы ему не приходилось формировать перечень документов, которые он уже собирал какое-то время назад, – отметил Игорь Брилевич.

При этом место проведения выездного заседания президиума Брестского областного Совета депутатов было выбрано неслучайно. – В областном центре и в Брестском районе уже апробированы и широко применяются на практике передовые методы действия службы «Одно окно». Эти методики точно также могут повсеместно использоваться и в других регионах области и страны. Вместе с тем не теряет актуальности вопрос: может быть, у населения остаются востребованными определенные процедуры, которые пока не входят в соответствующий утвержденный на законодательным уровне перечень, принятый к исполнению в качестве обязательного? – поинтересовался Игорь Брилевич.

В обозримой перспективе на первый план обсуждений и принятия соответствующих решений может выйти тема упрощения ныне действующих административных процедур. «Это тоже тема для серьезного анализа: вообще, нужны ли все эти документы в таком объеме? Бывает, что процедура сама по себе несложная, но бумаг приходится собирать множество. Нельзя забывать, что время – один из основных ресурсов, без учета которого эффективность работы падает. Так что в любом случае будем держать этот вопрос в поле зрения», – заверил Игорь Брилевич.

А пока, по мнению главы депутатского корпуса первого региона, необходимо акцентировать внимание исполкомов на своевременность ответов на поступающие запросы службы «Одно окно», так как исполнительная дисциплина в масштабах страны требует постоянного внимания. Вместе с тем не только народные избранники, но и все заинтересованные должностные лица, организации и ведомства должны постоянно совершенствовать механизмы работы государства со своими гражданами.

«Службу «Одно окно» по праву можно считать одним из наших национальных белорусских брендов, который по максимуму сконцентрировал весь необходимый комплекс государственных услуг, позволяющий каждому человеку обратиться и своевременно с максимальной долей оперативности получить ответ на свой запрос. При всех достижениях, работа в данном направлении должна продолжаться, депутатский корпус к ней активно подключен: в частности, в прошлом году мы рассматривали названную тему на уровне Национального собрания Республики Беларусь с участием приглашенных от Палаты представителей», – прокомментировал Игорь Брилевич.

Евгений ЛИТВИНОВИЧ, фото Александра ШУЛЬГАЧА

Яндекс.Метрика