22 июня исполнится 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Среди исторических дат календаря эта занимает особое место. Прежде всего масштабом трагедии, боль и скорбь которой не затухает в нас уже несколько поколений. В память о тех, кто жил на земле Брестчины в 1940-х, чьи судьбы война разорвала на «до» и «после», о тех, благодаря кому сегодня живем мы, «Заря» начинает новый проект – рубрику «Завтра была война». Надеемся, что публикации, основанные на материалах довоенных журналистов нашей газеты, для кого-то станут тем колоколом, что всколыхнет генную память и, быть может, лягут в основу дальнейших исследований и поисков.
ОТ ДНЕПРА ДО БУГА…
В своей более чем двухсотлетней истории, принадлежа разным государствам, Днепровско-Бугский канал всегда играл двойную роль – экономическую и военную. Впрочем, как и любой другой стратегически важный транспортный путь. Так что, когда Совет Народных Комиссаров БССР и ЦК КПБ 26 декабря 1939 года принимали постановление «О строительстве Днепро-Бугской водной системы», призванной «обеспечить экономическое возрождение западных областей», они и о подготовке театра военных действий думали. Что бы ни говорили некоторые историки, но, заключая в сентябре 1939-го «Договор о дружбе и границах между СССР и Германией», правительство Советского Союза, конечно же, понимало, что рано или поздно столкновения с нацистами не избежать, и страна к войне готовилась.
Реконструкцию Днепровско-Бугского канала требовалось провести в кратчайшие сроки, а объем работ вырисовывался довольно большой. Канал надо было углубить, расширить, местами спрямить, а от Выгоды до Кобрина проложить новое русло в два десятка километров. В конце 1939-го – начале 1940-го на «Днепробугстрой» стали прибывать техника, оборудование и специалисты. Возглавили строительство высококвалифицированные инженеры, уже прославившиеся на крупнейших новостройках Союза: инженер «Днепробугстроя» Шифрин, главный механик Василий Яковлевич Кисляков, орденоносец начальник Городецкого участка стройки Михаил Давидович Офштейн.
По воспоминаниям участников строительства, в первые дни местное население к самой стройке и ее масштабам отнеслось с определенной долей скепсиса. Комплектование рабочих бригад, особенно землекопов, шло медленно. Умудренные жизненным опытом, «тутэйшыя», присматриваясь к новым веяниям, хоть и сидели без работы, но идти «к советам» не спешили. Ситуация изменилась, когда на Днепро-Буге появилась техника. Мощные бульдозеры и земснаряды, плавающие экскаваторы вызвали у крестьян, привыкших лишь к лошадиной тягловой силе, восхищение и недостающую долю уважения к власти. Серьезным аргументом в пользу стройки также стали введение рабочих договоров и фиксированных норм выработки, прогрессивно-премиальная оплата труда.
Земляные работы на канале начались, несмотря на сильные морозы уже в январе 1940-го. Чтобы проложить несколько десятков километров трассы, по сути, нового канала в обход местечка Городец и других населенных пунктов, подрывникам под руководством Ф.И. Филатова пришлось взорвать 250 тысяч кубометров грунта. Следом шли бульдозеры, земснаряды, плавучие экскаваторы. Тысячи землекопов из окрестных деревень вручную расчищали от грунта новое русло, планировали откосы и бечевники. И вот здесь в этой массе бывших частников и единоличников стало зарождаться новое понятие о труде, труде коллективном. Передовиками были прежде всего ударные бригады мобилизованных на стройку комсомольцев и партийцев, но и многие бригады из местных тоже развернули социалистические соревнования, и на строительных участках раз в десять дней лучшим бригадам вручали переходящие красные знамена. Появились среди местных и энтузиасты. Первым стахановцем Днепро-Буга стал награжденный Знаком почетного возчика житель деревни Воловель Марковский. И таких было сотни. Газета «Заря» в те дни писала: «Из деревни Бульково на строительство пришел 72-летний Евстафий Дзягель, из Малый Рудец Антопольского района Степан Гурский. Выходили на работу целыми семьями, как например, дед, сын и внук Галаши из деревни Щебрин Жабинковского района», «На 10-м гидроузле бригада комсомольца тов. Желдакова на земляных работах выполняла нормы на 180 – 200 процентов. Затем она была переброшена на капровые работы и там выполняла нормы на 200 – 250 процентов. Марфа Хурсина из деревни Гирск Антопольского района и Иосиф Кусер из Городца ежедневно выполняли норму на 250 – 300 процентов». На 6-м гидроузле в передовиках была бригада плотников Алексея Жука. На гидроузле № 7 пример в работе показывала бригада землекопов Анны Комисарук, а на гидроузле №8 – бригады Курыги и Павла Дубины. Две нормы за смену выполняла бригада землекопов Дмитрука на гидроузле № 9. За время строительства многие рядовые рабочие выдвинулись в бригадиры и десятники, например, на гидроузле № 8 – плотники Василюк и Шэйда, на 9-м – Шалота, Ворончук, на 6-м – Микулик.
Были при строительстве Днепро-Буга и свои трудовые подвиги. Чтобы грунт, выкачиваемый земснарядами не попадал обратно в русло и не мешал работе землекопов, по всей длине канала с двух сторон на валах ставили деревянные щиты. Однажды щиты не выдержали мощной струи «землесосов» и рабочим пришлось устранять последствия аварии, стоя по пояс в ледяной воде. Страницы газеты «Заря», хранящейся в Брестском областном архиве, сохранили их имена: Маня Шиш, Надежда Денесюк, Вера Грицук, Инда и Малка Охман, Маша Гольдман. Отличились во время строительства и «начальник землесоса № 24 Подгорный», подрывник 12-го участка И.А. Титов, бригадир подсобной бригады гидроузла №7 М.А. Харитонович из деревни Клепачи Ружанского района, матрос Потапченко, прорабы Белкин и Гудрачелов, начальник обеспечения Левин, землекопы братья Алексей и Михаил Дудка и многие другие.
Работы на Днепровско-Бугском канале были завершены за 210 дней. За это время было построено 5 шлюзов, 3 плотины, забито более 20 тысяч свай и шпунта, прокопано 24 километра нового канала, соединившего бассейн рек Мухавец и Пина, объем вынутого грунта составил более 1 миллиона 700 тысяч кубометров, спланировано 5 миллионов квадратных метров откосов и бечевников. В августе 1940 года Брестский речной порт принял первый прибывший по обновленному каналу караван судов с зерном. А вскоре на запад по каналу двинулись и корабли Днепровско-Пинской военной речной флотилии…
Олег ГРЕБЕННИКОВ