Главная - Новости - Главные новости - Новые законы: у военных преступлений нет срока давности

Новые законы: у военных преступлений нет срока давности

Новые законы: у военных преступлений нет срока давности

Подписанные Главой государства законы о недопущении реабилитации нацизма и противодействия экстремизму являются актуальными, они готовились исходя из сегодняшней обстановки, складывающейся внутри страны и за рубежом, считает депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от Брестского-Пограничного округа №4, член Постоянной комиссии по национальной безопасности Евгений Зайцев.

 

На первый взгляд, от тлеющих очагов нацистских и экстремистских идеологий остались лишь потухшие угли и пепел, развеиваемый по ветру. Весь мир и множество стран в отдельности поспособствовали этому, выявляя беглых служителей нацизма и подвергая их справедливому суду. Наиболее показательна в данном плане операция «Финал» израильской разведки «Моссад» по задержанию и тайному вывозу из Аргентины нацистского военного преступника Адольфа Эйхмана, осуществленная в мае 1960 года: признанный виновным в преступлениях против еврейского народа и человечества, он был повешен в ночь с 31 мая на 1 июня 1962 года в тюрьме города Рамле. В БССР наиболее известные суды над нацистами проходили, соответственно, в Минске (15 – 29 января 1946 года), Бобруйске (28 октября – 4 ноября 1947 года), Витебске (29 ноября – 3 декабря 1947 года) и Гомеле (13 декабря – 20 декабря 1947 года).

 

У военных преступлений нет срока давности, и правосудие раньше или позже настигает виновных в любом возрасте: перешедшего на сторону гитлеровцев бывшего красноармейца Ивана Демьянюка судили на Западе в 89летнем возрасте за соучастие в убийстве 28060 человек, в том числе около полутора тысяч немецких граждан, погибших в концлагере «Собибор»: было доказано, что он лично отправлял людей в газовые камеры. Нынешние осовремененные белорусские законы против нацизма и экстремизма, по словам Евгения Станиславовича, апеллируют не только к прошлому, но больше к настоящему и будущему, их основное предназначение – упредить рецидив фашизма. И если потребуется в случае необходимости, выражаясь медицинской терминологией, проводить оздоравливающие общество экстренные хирургические вмешательства.

 

Чтобы скрытая, «спящая» инфекция нацизма и экстремизма не проснулась и не привела к болезненным обострениям и осложнениям, нужен постоянный контроль: нельзя пускать потенциальную угрозу на самотек. По мнению депутата, в данном вопросе первостепенно само отношение государства и власти к вышеназванным негативным явлениям, выражаемое через соответствующие законы, их нивелировку и корректировку. К слову, как пояснил Евгений Зайцев, при подготовке вышеупомянутых законов анализировалось и использовалось в качестве определенных элементов их основы аналогичное действующее законодательство ряда других стран – с учетом отечественных нюансов и деталей.

 

– Вот уже семьдесят семь лет наша республика живет в мире, спокойствии и согласии, и все это до сих пор держится во многом на традициях, передаваемых из поколения в поколение, на запомнившихся рассказах уже ушедших дедушек и бабушек, которых мы по-прежнему помним, любим, чтим. Эти законы, наверное, как никакие другие, актуальны в настоящий момент – в связи с возрастающими рисками и угрозами героизации пособников фашизма, чего мы не можем и не должны допустить. Надо усиливать борьбу с подобными тенденциями и направлениями: ценности и традиции, которые складывались у нас издавна, должны быть незыблемыми, – убежден депутат.

 

Главной предпосылкой разработки и принятия новых законов, противодействующих нацизму и экстремизму, стали достаточно быстро изменившиеся современные реалии, в которых оказалась и продолжает находиться нынешняя Беларусь. «В сегодняшних условиях главное – завладеть не территорией и не энергоресурсами, а – массовым общественным сознанием. Это куда эффективнее прямого вторжения, развязывания локальных войн и конфликтов: как людям внушат говорить, думать и верить – так они и будут действовать. Негативное влияние на неокрепшее несформированное сознание и мировоззрение молодых людей однозначно чревато серьезными последствиями. По сути, совершая подмену одного и другого, можно управлять новыми поколениями, а в перспективе – менять и политику государства, причем не только в лучшую сторону», – поясняет Евгений Зайцев.

 

Войны – в равной степени, и Вторая мировая, и Великая Отечественная – сейчас становятся особенно важными полями битвы за юные умы, благодатной почвой для переписывания истории, попыток принизить роль подвига советского народа в победе над фашизмом.

 

Парламентарий признает: сами по себе темы нацизма и экстремизма в Беларуси появились не сразу и не вдруг. До поры до времени они, видимо, просто находились на подпольном положении и не давали о себе знать, особо себя не проявляя. Уличные протесты после прошлогодних президентских выборов стали тем самым дополнительным катализирующим импульсом, подтолкнувшим их выход на поверхность.

 

– Сегодня белорусы получают информацию из разных источников, при этом свое влияние пытаются наращивать деструктивные телеграм-каналы. Тем самым в это непростое время их непрекращающиеся пропагандистские атаки изнутри и извне так или иначе содействуют повторению горьких уроков пройденного. Нельзя допустить, чтобы нацизм и экстремизм расцвели буйным цветом снова – в нынешних условиях и теперешней ситуации. Законодательная база должна быть достаточно жесткой, чтобы иметь возможность пресекать и устранять любые их проявления, – резюмировал Евгений Зайцев.

 

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика