Ничто не забыто.  Рассказ дочери партизанского разведчика отряда имени Ворошилова Леонида КОРНЕЛЮКА

Зинаида Койко (Корнелюк), жительница деревни Чернавчицы Брестского района, бережно хранит память о своем отце и гордится, что она – дочь партизанского разведчика Леонида Семеновича Корнелюка.

«Война против фашистов для моих родителей, как и для всего советского народа, началась 22 июня 1941 года. На тот час наша семья проживала в деревне Медно, где отец служил участковым инспектором по Меднянскому сельскому совету. В этот трагический день геройски сопротивлялась врагу Дубицкая пограничная застава, в составе которой мужественно сражался и погиб муж племянницы отца, политрук заставы Саша Павлюк, тяжело раненный в живот.

Когда огненный шквал затих, вечером отцу удалось пробраться на территорию заставы. Он собрал с поля неравного боя сохранившиеся оружие, патроны, боеприпасы. Здесь же поклялся жестоко мстить врагу за политрука Сашу Павлюка, за всех павших на этом клочке политой кровью земли…

Оружие и боеприпасы отец надежно спрятал в лесу с твердой уверенностью, что все это в ближайшее время будет использовано для борьбы с врагом.

Так оно и произошло. Вскоре мой отец нашел единомышленников среди друзей, односельчан, жителей окрестных деревень Дубица, Збунин, Рогозно, Отяты, Новосады. Возникла одна из первых в наших краях партизанская группа, командование которой принял Леонид Корнелюк. Постепенно немногочисленный поначалу отряд пополнялся местными патриотами, окруженцами, бойцами Красной Армии, бежавшими из фашистского плена.

Отец стал начальником разведки вновь созданного партизанского отряда имени Ворошилова. Разведчики верили в своего командира: они знали, что он выведет лесных бойцов из любого сложного положения, ведь именно он сумел отыскать в знакомых лесах укромное место для расположения отряда и лагеря для ушедших в лес семей партизан и сельчан. Гитлеровцы безжалостно уничтожали жителей лесных деревень за то, что их дети и родственники уходили в партизанские отряды.

В 1942 году в деревне Медно была расстреляна моя бабушка, мама моего отца Зинаида Прокофьевна. В том же 1942 году погиб родной дядя отца, партизанский связной Филипп Федорович Корнелюк. А в городе Бресте в 1943 году казнена родная сестра отца, подпольщица и разведчица Евдокия Семеновна Грищенко.

Такая же участь ожидала мою маму Любовь Николаевну, мою пятилетнюю сестру Нину и трехмесячного братика Семена.

…Все произошло весенней ночью 1942 года в деревне Медно. Там жила наша семья. Отец в то время уже находился в партизанском отряде, и за его голову оккупанты сулили большие деньги, но никто его не выдал. Нашлась, правда, одна паршивая овца, местный крестьянин по фамилии Табала, так называемый друг детства, ставший впоследствии начальником полиции в деревне Медно. Он-то и уговаривал накануне моего отца пойти на службу к захватчикам: мол, немцы уже под Москвой, сопротивляться бесполезно, нечего скрываться и скитаться по лесам…

Получив жесткий отказ, предатель, вероятно, и посоветовал немцам устроить засаду в доме семьи милиционера и партизана Корнелюка…

Каратели окружили наш дом, в окна выставили пулеметы. Изверги стали избивать нашу маму, требуя сообщить, где находится ее муж Леонид Корнелюк и когда он вернется домой. Малолетние дети кричали, плакали, а мать молчала, хорошо понимая, что всех их ожидает смерть. Ничего от матери не добившись, каратели пошли на хитрость: якобы ушли восвояси, а возле дома оставили полицейскую засаду. Негодяям было приказано схватить моего отца.

Однако враги просчитались. Этой же ночью группа подоспевших партизан уничтожила полицаев, а семью в полном составе переправили в лесной лагерь.

Об этом трагическом случае мы, повзрослевшие дети, узнали намного позже из рассказов родителей. И сколько еще таких же страшных дней и ночей было пережито за время войны!

Партизанский отряд, где служил начальником разведки Леонид Семенович Корнелюк, оказывал активное сопротивление немецко-фашистским захватчикам. На счету отряда немало славных боевых дел. Так,  партизаны успешно громили полицейские гарнизоны в г.п. Домачево, деревнях Отоки, Новосады, взрывали эшелоны с техникой и живой силой врага, за время активных боевых действий отряд пустил под откос более 150 вражеских железнодорожных составов. У деревни Збунин партизаны взяли в плен немецкого комиссара Брестской области, казнили палачей, расстрелявших воспитанников Домачевского детского дома. Но самое главное задание моего отца и его товарищей-разведчиков было еще впереди…

Началось долгожданное освобождение белорусской земли. Осуществлялась знаменитая операция «Багратион». Белорусскому штабу партизанского движения, созданному еще в сентябре 1942 года, требовались точные разведданные о немецких войсках, узлах обороны, созданных фашистами на нашей территории. Получили это задание и партизанские отряды, действующие на территории Брестчины, Домачевского и Малоритского районов.

Партизаны-разведчики под командованием Леонида Семеновича Корнелюка выявили и обозначили на карте все вражеские укрепления от Бреста до Влодавы, указали численность и вооружение каждого немецкого гарнизона. Но как переправить все эти ценные сведения на Большую землю?

Сложнейшая задача доставить секретные документы через линию фронта в главный штаб белорусских партизан была поручена лично моему отцу ранней весной 1944 года. Вместе с ним также с важными документами были отправлены представители Польского партизанского движения Мозес Фланенбаум (Эдвард Осубка-Моравский) и Мариан Спыхальский, ставшие позже видными государственными деятелями независимой Польши.

Все это, конечно же, хранилось в строгой тайне, и имена патриотов и подробности смертельно опасной операции стали широко известны много позже.

Отец рассказывал, как неимоверно сложно было пробираться через леса и болота до линии фронта и пересекать ее под огневыми налетами, добираться в Москву, какие опасности подстерегали разведчиков и ведомых ими польских товарищей на каждом этапе этого труднейшего рейда.

Зато отец вернулся домой живым и невредимым, мы, дети и мать, радовались, что не напрасен был его ратный труд и риск, гордились тем, как хорошо принимало отважного разведчика высшее командование…

За этот – не постесняюсь назвать – подвиг мой отец Леонид Семенович Корнелюк награжден орденом Отечественной войны I степени. Получил он также награду от правительства независимой Польши. Еще был удостоен медали «Партизану Отечественной войны» I степени.

После освобождения мой отец был направлен на восстановление народного хозяйства. В 1944 году окончил Минские высшие курсы при Совете народных комиссаров БССР, стал работать в Домачевском райисполкоме. Занимался коммунальным, затем сельским хозяйством. В 1954 году возглавил укрупненный колхоз в д. Дуричи – ныне Знаменка. В 1955 году за достигнутые успехи председатель колхоза имени Ленина Леонид Семенович Корнелюк и члены правления были премированы поездкой в Москву на ВДНХ.

Однако съездить туда моему отцу не довелось – он трагически погиб…

…Смотрю на семейное фото 1954 года, на нем запечатлен мой папа Леонид Семенович Корнелюк, мама Любовь Николаевна, брат Семен и я, младшая дочь Зина. Отсутствует старшая сестра Нина, в этот день она задержалась в школе.

Очень много хорошего можно рассказать о моей семье, но сегодня я буду говорить только о папе потому, что считаю его жизнь достойной уважения и почитания.

Нас, детей, он очень любил, но никогда не баловал, был строг и требователен, стремясь вырастить нас порядочными, честными, смелыми, трудолюбивыми людьми. Он очень хотел, чтобы мы любили ту землю, на которой родились и выросли, так, как любил ее он.

К нашей учебе в школе отец относился серьезно, часто проверял подготовку домашних заданий, помогал решать трудные задачи по арифметике, старался увлечь нас новыми знаниями. От отца мы узнали много легенд, поверий, сказок, стихов. Впервые от отца я услышала сказки Пушкина. Он познакомил нас со стихами Лермонтова, Некрасова, Маяковского, Исаковского, Симонова. Любовь к литературе отец привил мне с детства, поэтому я и стала учителем литературы, а брат Семен собрал солидную библиотеку художественных, исторических и религиозных изданий.

А как прекрасно пел мой папа! Пел он народные русские песни о Ермаке, Стеньке Разине, о ямщиках и привольных степях, пел белорусские песни о народной доле, о героях, погибших за Родину. Знал и исполнял такие песни, которые теперь редко кто знает. А с друзьями-однополчанами пел песни, популярные в годы Великой Отечественной войны: «В землянке», «Катюша», «Темная ночь», но чаще всего – песню Волховского фронта, где есть запомнившиеся мне еще в послевоенном детстве такие трогательные слова: «Выпьем за тех, кто командовал ротами, кто умирал на снегу, кто в Ленинград пробирался болотами, горло ломая врагу».  Это так называемая «Волховская застольная» – песня времен Великой Отечественной войны на стихи поэта и фронтового корреспондента Павла Шубина.

Седые ветераны плакали, слушая эти песни. Как могли подпевали отцу, а потом рассказывали о былых боях, вспоминали погибших друзей. С детства я поняла, какой высокой ценой было заплачено нашим народом за Победу в страшной войне с фашизмом.

Меня всегда поражало то, как глубоко отец знал историю, литературу, культуру России, Беларуси, Польши. Ведь он смог окончить только четыре класса польской школы в д. Отоки и Высшие партийные курсы в

г. Минске – вот и все его официальное образование. И лишь со временем я поняла, что любознательность, прекрасная память, целеустремленность и пытливый ум помогли ему приобрести эти знания.

Трудно, очень трудно складывалась его судьба на территории Западной Беларуси, оккупированной панской Польшей. Шестой ребенок в бедной крестьянской семье, рано потерявший в 1919 году отца и старшего брата Павла, офицера царской армии, погибшего на империалистической войне. А старшие сестры Мария, Анна, Евдокия, брат Василий обзавелись семьями и разъехались в другие деревни и города. Леониду, самому младшему (семилетнему) сыну, пришлось заботиться о часто болевшей матери. Но мальчик не привык сдаваться: чтобы прокормиться, собирал грибы и ягоды, ставил петли на мелкую дичь, ловил в озерах рыбу, а все снасти делал своими руками. К 14-ти годам сумел заработать денег и купить себе охотничье ружье, стал добывать более крупную дичь. Но если бы об этом узнали польские власти, не избежать бы парню тюрьмы!

Сообразительный паренек досконально изучил местные леса, окрестности Белого, Черного и Рогознянского озер, Западного Буга, прекрасно ориентировался на болотах. И как же все это ему пригодится в будущей партизанской жизни!

…Прошло много лет, но жизнь и дела моего отца, как свет далекой звезды, сияют мне, моим детям и внукам ярким добрым светом. Шумят над головами жителей поселка почти вековые липы, стараниями моего отца посаженные вдоль сквера на улице Ленина в Домачево, служат людям построенные при его участии кирпичные дома, а в деревне Медно создан краеведческий музей, где собраны материалы о героических делах партизанского отряда имени Ворошилова бригады имени Сталина. В этих материалах отражена и деятельность Леонида Семеновича Корнелюка – начальника разведки и организатора этого отряда».

Подготовил

Александр Волкович, г. Брест

Яндекс.Метрика