Главная - Новости - Главные новости - Насколько безопасны электросамокаты? Разбираемся вместе с сотрудником ГАИ

Насколько безопасны электросамокаты? Разбираемся вместе с сотрудником ГАИ

Насколько безопасны электросамокаты? Разбираемся вместе с сотрудником ГАИ

С приходом весны количество транспорта на городских улицах заметно увеличивается. Многие из тех, кто зимой передвигался на личных авто, активно пересаживаются на велосипеды и электросамокаты. В парках и на набережной Бреста также можно встретить любителей гироскутеров и моноколес.

 

Экологичные и мобильные средства передвижения из года в год прибавляют себе поклонников. Во-первых, нет необходимости втискиваться в переполненный автобус в час пик, особенно с учетом пандемии коронавируса. Во-вторых, это быстро, удобно и не требует специального обучения.
Тем не менее некоторые модели электросамокатов способны развивать солидную скорость. И есть немало историй, когда их пользователи пополняли статистику несчастных случаев на дороге. Как обеспечить безопасность во время движения себе и окружающим, попытаемся разобраться.

 

В статусе пешехода

 

Гироскутеры и самокаты, как только появились в Бресте, вызвали неоднозначную реакцию у автомобилистов. Те массово стали жаловаться, что любители «быстрой» езды часто забывают о Правилах дорожного движения: не спешиваются на пешеходных переходах, «выскакивают» под колеса и порой демонстрируют гораздо большую скорость, нежели это приемлемо в условиях городской среды.

 

Дескать, и так хватало проблем с лихачами среди велосипедистов, а с приходом на рынок электросамокатов они только удвоились. Нередко можно наблюдать такую картину, когда подростки одной рукой держатся за руль такого «скорохода», а другой – за мобильник. А между тем на дороге несчастье может случиться в доли секунды.

 

– В нашей стране рассматривается вопрос о приравнивании к той или иной категории таковых участников дорожного движения, – отмечает Наталия Милюкова, старший инспектор отдела ГАиП Госавтоинспекции УВД Брестского облисполкома. – Пока же граждане, которые пользуются электросамокатами, находятся в статусе пешехода. И при возникновении конфликтной ситуации с другими участниками дорожного движения они будут нести ответственность, предусмотренную ПДД для пешеходов.

 

Действительно, закрепить правовой статус электросамокатов планировали в 2020 году, однако они до сих пор классифицируются как средство персональной мобильности. Это означает, что их пользователям не нужны водительские права, нет жестких требований по оснащению габаритами и звуковым сигналом, правил для парковки, ограничений по возрасту и скорости.

 

Ранее велись разговоры о внесении соответствующих корректировок в ПДД, согласно которым электросамокаты, способные разгоняться до 25 км/ч и более, предлагалось приравнять к мопедам. Но работа по этому вопросу пока продолжается.

 

К слову, в Европе не существует единого подхода к средствам персональной мобильности, в ряде стран действуют свои внутренние распорядки. Они касаются в основном ограничения скоростного режима до 20 – 25 км/ч, запрета перевозить других людей, штрафов за езду по тротуарам или без шлемов. Имеются и возрастные ограничения. В Великобритании, к примеру, разрешено передвигаться исключительно на арендованных самокатах. Личные же используются только на частной земле, если ее владелец не против.

 

По проезжей части можно ехать только в том случае, если нет указанных элементов дороги. Такое правило действует в Австрии, Франции, Германии, Португалии, Швеции и Швейцарии. В основном же местом передвижения электросамокатов являются велодорожки – собственно, как и в Беларуси.

 

Чтобы не ударить в грязь лицом

 

Впрочем, если по поводу правового статуса электросамокатов у нас пока еще ведутся дискуссии, это не означает, что нет общих рекомендаций по их безопасной эксплуатации. В ГАИ Брестского облисполкома поделились таковыми для любителей средств персональной мобильности.

 

Чтобы не ударить в грязь лицом, прежде всего, в прямом смысле этого выражения, не покалечить себя и окружающих, инспекторы советуют передвигаться только по тротуарам, велосипедным дорожкам, пешеходным зонам, обочинам, не создавая в этих местах препятствий для безопасного движения пешеходов, спешиваться на переходах. Во-вторых, следует крепко держаться за руль и сохранять безопасную дистанцию, а скорость выбирать такую, чтобы можно было без проблем остановиться в случае необходимости. В-третьих, не перевозить пассажиров и быть готовым снизить скорость, если внезапно на пути следования появятся люди – например, пассажиры возле остановок общественного транспорта или дети.

 

 

С наступлением темного времени суток и в условиях недостаточной видимости электросамокат предлагается обозначить светоотражающими элементами. И, разумеется, не браться за руль в состоянии алкогольного опьянения или неважного самочувствия.

 

– Чтобы не попасть в неприятную ситуацию на новомодном средстве передвижения, достаточно соблюдать Правила дорожного движения и безопасности, – резюмирует Наталия Милюкова, – проявлять внимательность и осмотрительность, а также уважать других участников дорожного движения.

 

 

Я буду долго гнать велосипед…

 

Впрочем, дорожные аварии с электросамокатами довольно нечасто попадают в сводки ГАИ, но лишь потому, что это средство передвижения используется у нас пока не так массово. Зато их старшие «товарищи» – велосипеды уже давно стали предметом самого пристального внимания инспекторов и настоящей головной болью для других участников дорожного движения. Количество несчастных случаев с использованием двухколесного скакуна в теплую пору года традиционно прибавляется. И, как правило, причиной этого становится небезопасная эксплуатация.

 

Взять хотя бы сводки за вторую половину месяца. В Барановичском районе травмы в аварии получила пассажирка велосипеда. ДТП произошло поздно вечером 13 мая. По данным Госавтоинспекции, 24-летний водитель «Крайслер Неон» двигался по автодороге Н-273 «Новая Мышь – Полонка – граница Гродненской области». На 11-м километре он сбил 36-летнего велосипедиста, который ехал по краю проезжей части. Кроме того, что велосипед не был оборудован в соответствии с Правилами дорожного движения – отсутствовали фонари, на раме перевозилась 51-летняя пассажирка. С травмами женщина была госпитализирована.

 

Похожая ситуация на днях произошла и в Пинске. Около 23.15 вечера 47-летняя водитель «Субару Легаси» двигалась по проспекту Жолтовского. Вблизи дома №11, по предварительной информации, она наехала на 49-летнюю велосипедистку, которая пересекала проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. В результате велосипедистка получила травмы, а ее транспорт, как выяснилось позже, по классике жанра не был оборудован фонарями.

 

Такие истории можно перечислять бесконечно. Только с начала года, отмечает Наталия Милюкова, с участием велосипедистов зарегистрировано 12 дорожных аварий, в которых 2 человека погибли, а 10 были травмированы. При этом в двух случаях водители двухколесных скакунов находились в нетрезвом состоянии.

 

– Из них 6 ДПТ произошли по вине велосипедистов, – подчеркивает собеседница. – Иными словами, это каждая вторая авария.

 

Можно до хрипоты в голосе обсуждать, кто здесь прав, а кто виноват: невнимательный автомобилист или нерадивый велосипедист. Беспрекословно соблюдать Правила дорожного движения обязаны и те, и другие. Особенно когда речь идет о собственных жизни и здоровье, а также о безопасности окружающих.

 

Татьяна МИЦКЕВИЧ

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика