В нашем Бресте в далекие послевоенные годы с 1945 по 1956 Веномин Полянский учился и получил путевку в жизнь, в дальнейшем стал вице-адмиралом Военно-морского Флота Советского Союза.
В 1945 году после окончания войны его семья вместе с отцом Александром Ефимовичем Полянским, участником Великой Отечественной войны, награжденным Орденом Ленина, переехала на восстановление железных дорог из далекого Казахстана в Белоруссию на станцию Каменная, что в двенадцати километрах от Бреста.
В этой семье родилось шесть мальчиков и пять девочек. Пятеро мужчин всю свою жизнь посвятили служению Советской Армии и Военно-морскому флоту.
Седьмым ребенком был Веномин Александрович. Он с отличием окончил сельскую белорусскую школу, а затем продолжил учебу в Бресте.
Отец дал ему наставление по жизни: «Карьеру делай не за счет других, а только благодаря собственному труду, собственным знаниям. Не останавливайся на достигнутом. Никогда не ставь себя выше коллектива, в котором будешь учиться и работать. Никогда не считай, что ты умнее всех остальных…». Об этих и других напутствиях отца он пишет подробно в своей книге «Инженер-кораблестроитель», которая хранится в Брестском областном краеведческом музее.
Меня судьба связала с ним в 1954 году, когда он пришел к нам в восьмой класс в железнодорожную школу №40 города Бреста. Мы подружились, часто делали вместе уроки. Я обучала его русскому языку, а он помогал мне осваивать математику.
Когда в 1956 году пришло время выбирать жизненный путь, ему случайно попала в руки газета «Красная Звезда», где была статья о Высшем Военно-морском инженерном училище имени Феликса Дзержинского. Это было единственное элитное Военно-морское училище со старинными традициями воспитания будущих военных моряков.
Не задумываясь, он подал заявление. Семья и одноклассники провожали его 22 июня 1956 года в далекий, как нам тогда казалось, Ленинград.
Впоследствии он мне рассказывал, что на факультет кораблестроителей был конкурс 35 человек на место. Веномин прошел. Он хотел стать инженером-кораблестроителем. Свою дипломную работу он посвятил атомной подводной лодке. Но после окончания училища его направили в Балаклаву (Крым) на службу на надводный корабль.
Командир эсминца наотрез отказался отпускать его на Северный флот – туда, где уже были подводные лодки. Но Веномин проявил настойчивость, силу воли и огромное желание служить на самой новейшей атомной подводной лодке. Молодой выпускник военного училища написал адмиралу Флота о своем желании. И как только появилась вакансия, был перенаправлен на службу на Северный флот. Командир эсминца был очень недоволен, но ослушаться решения адмирала не мог.
Так Веномин Александрович начал свою службу на Северном флоте и посвятил этому делу 10 лет.
Он настолько хорошо знал техническое состояние подлодки, что его приглашали в другие экипажи на определенные задания. Моряки говорили: «Если Полянский на лодке, значит поход будет успешным и безопасным».
Однако было не просто. Ему пришлось тушить три атомных пожара. Но каждый раз в борьбе с этим огненным радиационным драконом он спасал экипаж лодки и саму подлодку.
Однажды Веномин Александрович рассказал мне курьезный случай, который произошел во время экзамена в Военно-морской Академии Ленинграда. Преподаватель задает ему вопрос: «На лодке произошло возгорание. Какую инструкцию вы будете применять?» На что капитан первого ранга Веномин Александрович удивленно заметил: «Вы это серьезно? Во время возгорания я не читаю инструкций, я устраняю это возгорание. А инструкции мы изучаем перед тем, как выходим в море». Раздраженный таким ответом преподаватель поставил ему четверку. Это была единственная четверка в дипломе капитана первого ранга. Поэтому его портрета нет в галерее отличников Военно-морской Академии.
После учебы его отправили служить в Главное Управление кораблестроения Советского Союза. ГУК был главным заказчиком всех военно-морских судов Советского Союза. В этом ведомстве, которым он курировал, находилось более 40 предприятий промышленности, более 35 конструкторских бюро и более 20 научно-исследовательских институтов. В его личном подчинении находилось 3000 человек.
О жизни и своей судьбе он написал книгу «Инженер-кораблестроитель», где описал сложный, трудный, но блестящий путь к своей мечте.
При подготовке фильма о моем однокласснике вице-адмирале Веномине Александровиче Полянском, который так и называется «Служу Советскому Союзу», я много читала документов из его личного архива.
Трудовые заслуги вице-адмирала по руководству и организации строительства кораблей ВМФ СССР отмечали и в промышленных производственных коллективах, и в научно-исследовательских институтах, и в конструкторских бюро.
Вот несколько выдержек.
«От имени коллектива института конструкционных материалов «Прометей».
… Вы с честью выполняли свои обязанности, укрепляя боеспособность нашего славного Северного Флота. В рядах Центрального аппарата Минобороны Вы внесли неоценимый вклад в дело развития отечественного кораблестроения.
Совместная творческая деятельность ГУКа и института «Прометей» в области создания новых материалов позволила создать лучшие проекты кораблей, укрепить обороноспособность России.
Ваша кипучая энергия, огромный опыт военного инженера, чуткий отзывчивый характер снискали любовь и уважение коллектива кораблестроителей.
Директор, академик РАН И.В. Горынин»
Восхищают слова благодарности, адресованные Веномину Александровичу коллективом Уральского АО турбомоторного завода:
«В настоящее время по заданию ГУК ВМФ создаются более современные дизель-генераторы.
…Мы выполняем эту работу с чувством высокой ответственности и уверенности, что успешно справимся со всеми техническими проблемами задания.
Уверенность в успехе нам придает Ваша поддержка, которую мы постоянно чувствуем. Особенно важными являются Ваши усилия по координации и привлечению к работе многих предприятий и творческих коллективов разных отраслей промышленности.
Результатом нашего сотрудничества будут мощные и надежные энергетические силовые установки для боевых кораблей».
Ведь люди, которые покоряют искренностью, преданностью, беззаветным служением великому делу, которое они выбрали в юности, служением своей мечте, профессиональному долгу, народу и Отечеству.
Одним из таких знаменитых людей Северного Флота, действительным государственным советником, участником создания атомного щита СССР, ветераном спецподразделения особого риска, Лауреатом Государственной премии СССР, Членом-корреспондентом инженерной Санкт-Петербургской Академии и является наш земляк вице-адмирал Веномин Александрович Полянский.
За всю историю Военно-морского флота такую высокую должность как начальник Главного управления кораблестроения занимали военные моряки разных специальностей. Он же был единственным по специальности инженер-корабел.
После выхода на пенсию он десять лет на гражданке еще служил Военно-морскому флоту, продвигал эту технику за рубеж. Побывал в двенадцати странах. Только в Индии он был девятнадцать раз в составе правительственной делегации и несколько раз их возглавлял.
Впервые в честь 80-летия вице-адмирала Веномина Александровича Полянского была организована в Брестском краеведческом музее выставка, посвященная его жизни и судьбе. Он не дожил до этого юбилея всего лишь пять месяцев. Выставка продолжалась более месяца. Ее посетило очень много брестчан, которые впервые узнали о своем знаменитом земляке.
Лилия ИВАНОВА
Оставить комментарий