Главная - Новости - Главные новости - Мнение. Помилование Романа Протасевича

Мнение. Помилование Романа Протасевича

Мнение. Помилование Романа Протасевича

В начале этой недели интернет облетела новость: Президент Александр Лукашенко помиловал осужденного Романа Протасевича.

 

Протасевич 3 мая Минским областным судом был приговорен к восьми годам колонии. Он признан виновным в публичных призывах к захвату государственной власти, актам терроризма, в оскорблении Президента, распространении заведомо ложных сведений о Беларуси и в других преступлениях.

 

Однако, как показали события, 3 мая точка не была поставлена. Через неполные две недели Президент помиловал главного редактора телеграм-канала «Нехта».

 

Помянем прошлое

 

Роль «Нехты» в беспорядках 2020 года была оценена правосудием по достоинству. Координация действий толпы, поддержание градуса напряженности, стимулирование ненависти к силовикам и государственным служащим, все мыслимые и немыслимые виды провокаций – это всё «Нехта» тревожного времени. А самое главное – на совести канала сотни сломанных судеб людей, безжалостно брошенных провокаторами в авантюру чужих интересов. Так что было за что нести наказание.

 

Протасевича и сопровождавшую его россиянку Софью Сапегу задержали в аэропорту Минска в мае 2021 года. Оппозиционер с подругой совершали перелет по маршруту Афины – Вильнюс. Самолет компании Ryanair, на борту которого они находились, получил сообщение о минировании, после чего был сопровожден в аэропорт Минска. Это стало поводом для введения обширных санкций против Беларуси со стороны стран Запада, которые включали в том числе ограничение авиасообщения.

 

Задержание Протасевича и Сапеги заставило поежиться многих резвых на язык беглых. После истории с самолетом один беглый комик даже пошутил: «Думаю, при случае не составит труда вывезти меня просто в багажнике автомобиля».

 

«Козел и сволочь»

 

Дальнейшее комментирование ситуации говорило о растерянности самозванных лидеров и их добровольных информационных прислужников в оценке происходящего: либо жалеть Протасевича, либо проклинать.

 

Сначала пытались вызвать сочувствие. Сапега, по факту эскортница, получила статус невесты Протасевича, а сам Роман выступал в роли этакого Эдмона Дантеса, прямо накануне свадьбы арестованного и заточенного в замок Иф. Затем пошли громкие стенания о «пытках», которым был подвергнут в застенках несчастный телеграм-редактор.
Но малину изначально испортил сам виновник информационных поводов, заявив, что судьбой невесты совершенно не озабочен. А по поводу второй ситуации и заявлять ничего не надо: у запытанных таких щек, как у Ромы, не бывает.
Он оказался вполне себе здравым человеком, признавшим, что играл человеческими судьбами, сам будучи такой же игрушкой у более старших и опытных сволочей. Много рассказал в публичном пространстве о внутренней кухне и нравах бывших коллег.

 

Тут-то и взвыли натасканные псы. Он моментально в их глазах стал предателем, козлом и сволочью. Но настоящий ужас эти твари испытали после того, как Протасевич был помилован.

 

Министр прачечной

 

В отношении одного из, казалось бы, идейных лидеров противостояния с белорусским государством проявлен не просто жест доброй воли – явлен пример невиданного великодушия. Если ты признал свою неправоту, раскаялся и готов стать полноценным членом общества – Родина тебе поверит и даст шанс.

 

Моментально реакцией на помилование стала истерия подконтрольных беглым лидерам, а по факту – иностранным спецслужбам – медиаресурсов: не вздумайте возвращаться, вас посодют!

 

Потеряв совесть, такие медиа размещают выдуманные истории успешности белорусов за рубежом. Но получается как-то жидковато: тот халдеем в баре пристроился, те в складчину прачечную открыли. И всё. Это дома можно было шутить: «Алло, прачечная?» и получить известный ответ про министерство культуры. За рубежом вершиной карьеры будет должность министра прачечной.

 

Безусловно, карьерный рост интересует далеко не всех, но среди уехавших много людей с амбициями, причем амбициями обоснованными. И именно им стоит присмотреться к красивому жесту в отношении Ромы Протасевича.
В реальности многие подумывают о возвращении. Многим не сладко на чужбине. Люди, которым эмиграция казалась хорошей перспективой, по факту оказались брошены на произвол судьбы. Все эти «антикризисные управления» и «правительства в изгнании» показали свою полную несостоятельность как управленцы. Не смогли ни помочь землякам обустроиться на новом месте, ни даже создать сколь-нибудь сплоченные сообщества белорусской диаспоры. При этом присвоили себе право говорить от имени всей новой волны эмиграции и неплохо жить на пособия от спецслужб недружественных государств.

 

Составить новый договор

 

Помилование Романа – повод задуматься многим белорусам на чужбине. Если уж его, прямо скажем, в свое время довольно одиозного персонажа, помиловал Глава государства, то тем более не должны испытывать страх перед «режимом» те, кто поддался в свое время эмоциям. Многие из них были вполне успешны на Родине, но не нашли место за границей. Два-три года назад, когда поднималась волна эмиграции, многим из выезжающих казалось: поживите без нас, посмотрим, как вам будет без айтишников и прочих профессионалов. Посмотрели. Выжили. А вот заграничная реальность оказалась не такой, как представлялась.

 

Очередной раз Александр Лукашенко великодушным актом предлагает перевернуть страницу прошлого и составить новый общественный договор.

 

Олег КУНЕЦ
Фото БелТА

Яндекс.Метрика