В разгаре вступительная кампания в вузы. Молодые белорусы выбирают место своей дальнейшей учебы, определяются с выбором профессии. Нужны ли реформы в отечественном образовании? Какое оно – будущее белорусской молодежи? На эту тему мы поговорили с депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членом Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Мариной Васько.
– Марина Викторовна, расскажите о себе, о ваших родителях. Как вы учились в школе, как определялись с выбором вуза? Чем вас заинтересовала в свое время педагогика?
– Я родилась в семье преподавателей колледжа. С медалью окончила лицей №1 г. Бреста, с красным дипломом Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина.
Учиться нравилось. Всегда с большой теплотой и любовью вспоминаю своих учителей и преподавателей.
Выбор профессии был, наверное, предопределен, поскольку родители всю жизнь проработали в системе образования. И, кстати, в их лице я всегда имела мудрых советчиков в плане разрешения сложных педагогических ситуаций. Во многом родители способствовали моему профессиональному росту. Всё лучшее во мне от родителей и от моих учителей.
– Какую роль играют родители в выборе профессии для своих детей? Какое ваши родители принимали в этом участие?
–Находясь в ситуации выбора, юноши и девушки часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Для них очень важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится родной человек, который поддержит и поможет в любой ситуации.
Жизненный опыт молодых людей еще ограничен, их представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или даже ошибочный характер. Очень важно, чтобы родители были в роли советчиков, ведь они, как никто другой, знают своих детей, имеют представления об их характере и склонностях, могут выступить лишь в качестве экспертов и поделиться информацией, что представляет собой та или иная профессия, какие требования предъявляются к работнику, где можно найти работу.
Что касается меня, то выбор профессии делала сама. Да и передо мной был прекрасный опыт профессиональной реализации моих родителей. На выборе педагогической профессии они не настаивали, но поддержали его.
– Как вы считаете, нужно ли сегодня проводить реформы в системе образования?
– С 1 сентября 2022 года вступил в силу обновленный Кодекс Республики Беларусь об образовании, который привнес новации на всех уровнях образования – получение общего среднего образования стало обязательным для всех обучающихся, инклюзивные подходы в образовании, расширена сфера применения целевой подготовки специалистов, рабочих и служащих, дистанционная форма получения образования выделена в самостоятельную форму.
С этого года произошли значительные изменения в итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-х классов и вступительной кампании в учреждения высшего образования.
На вопрос, нужны ли нам новые реформы, отвечу: нам прежде всего необходим анализ тех изменений, которые произошли, насколько они были успешными и в чем требуется корректировка с учетом практики применения всех законодательных новаций. И такой анализ будет проведен после завершения вступительных испытаний в учреждения высшего образования. На это ориентировал и Глава государства.
– Одно время было модным поступать учиться в учебные заведения за границей. В Россию, Польшу и т.д. И цены за обучение в заграничных вузах на некоторые специальности были сопоставимы с нашими. Что вы можете сказать по этому поводу?
– В нашей стране создана многоуровневая система обучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, которая позволяет молодежи самореализовываться, выстраивать индивидуальные профессиональные траектории, строить карьеру. Существующие условия постоянно совершенствуются. Учреждения высшего, среднего специального образования постоянно обновляют перечень специальностей.
В настоящее время учреждения очень тесно работают с заказчиками кадров, готовят специалистов, востребованных нашей экономикой. Этому способствует и расширение сферы целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих.
В этом году увеличено количество бюджетных мест в учреждениях высшего образования и соответственно сокращено количество платных мест. Существующая система подготовки специалистов продолжает совершенствоваться. Мы заинтересованы в том, чтобы наша молодежь оставалась в Беларуси, здесь получала образование, росла профессионально и была задействована в национальной экономике, работала на благо родной страны.
Что касается обучения в зарубежных вузах, то каждый выпускник делает свой собственный выбор. После окончания университета он может возвратиться в нашу страну с новым опытом, новыми компетенциями и далее уже здесь реализовываться как специалист. Для этого созданы все условия.
– Сейчас, согласно информации на сайтах вакансий, большая нехватка специалистов рабочих специальностей. Как, по вашему мнению, формировать у молодежи интерес к этим профессиям?
– В Беларуси сложилась эффективная система среднего специального и профессионально-технического образования. Нам удалось сохранить ее еще с советских времен. В настоящее время в стране более 350 профессиональных учреждений и охватывают они практически все регионы. Сегодня многие колледжи представляют собой учреждения образования с хорошей материальной базой, опытными преподавательскими кадрами, инновационными методами и формами обучения. На базе колледжей республики созданы центры компетенций в целях освоения обучающимися современного оборудования, производственных и образовательных технологий, передовых приемов и методов труда, создания условий для подготовки рабочих.
Ежегодно появляются новые специальности. С каждым годом увеличивается количество целевых договоров.
В учреждениях общего среднего образования совершенствуются формы и методы профориентационной работы. О них выпускники информируются через интернет, через различные чаты, сайты, в школах развивается экскурсионная деятельность, в том числе в шестой школьный день, проводятся дни открытых дверей, которые включают мастер-классы, профессиональные пробы. Очень важно ознакомить наших ребят с предприятиями их регионов. Хочу отметить, что учащиеся 10-11 базовых классов в настоящее время, еще обучаясь в школе, могут получать рабочие специальности на базе колледжей.
И можно отметить тот факт, что престиж рабочих специальностей растет из года в год.
Думаю, что ситуация с поступлением в учреждения профессионального образования улучшится после введения централизованного экзамена. Если ранее не определившиеся с выбором профессии девятиклассники просто продолжали обучение в 10 классе, то теперь им необходимо будет определиться: после окончания 9 класса продолжить обучение в колледже и получить специальность или обучаться в школе и далее в 11 классе сдавать испытания в форме централизованного экзамена. Тем более в соответствии с обновленным Кодексом об образовании усилены требования к тем учащимся, которые планируют продолжить обучение в 10 классе.
– Как нужно воспитывать нашу молодежь, какие педагогические подходы применять?
– Сегодня патриотизм, гражданственность и единение обретают очень значимый и важный смысл. Как никогда остро на повестке дня стоят вопросы патриотического воспитания. После 2020 года многое сделано в плане пересмотра подходов к нему. На сегодняшний день можно говорить о перезагрузке системы идеологической работы. Эта проблема на особом контроле у Главы государства.
В связи с этим существенно обновлена законодательная база. В стране действуют соответстующие государственные программы воспитания молодежи. Создана единая интерактивная платформа по патриотическому воспитанию детей и молодежи «Патриот.by».
Важно, чтобы работа по патриотическому воспитанию молодежи была непрерывной, охватывала все возрастные категории: от детского сада до университета. Необходимо продолжить поиск современных форм и методов работы, интересных молодому поколению, но при этом мы не должны потерять глубинной сути патриотического воспитания. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждое мероприятие было эмоциональным, трогало душу каждого молодого человека, только тогда такая работа будет эффективной. Необходимо совершенствовать формы работы с семьей, ведь единение народа, целой страны начинается с единения семьи.
– Каким вы видите будущее нашей молодежи?
– Я много общаюсь с молодежью. Это замечательное поколение, очень много талантливых, одаренных, мотивированных на успех ребят, очень динамичных, нестандартных. Многие наши молодые люди уже имеют значимые достижения в учебе, культуре, спорте. И, наверное, особенно приятно то, что они неравнодушные, они думают не только о себе, но и о том, чтобы помогать другим, поэтому принимают активное участие в волонтерской деятельности. У нас перспективное будущее с такой молодежью. Мы можем гордиться ею. Только надо с ней работать.
В нашей стране для молодежи созданы все условия для того, чтобы она получала прекрасное образование, росла в профессиональном плане, строила карьеру, достигала успехов во всех сферах общественной жизни.
Но, конечно же, только от самой молодежи зависит ее будущее. Только самим юношам и девушкам делать выбор, использовать те возможности, которые им предоставляются. Им строить свое будущее и будущее нашей страны!
Беседовала Анастасия Кубарева
Оставить комментарий