Сложившийся стереотип о том, что всеми навыками ведения охоты никто лучше мужчин не владеет, в пух и прах разбивает малоритчанка Ирина Бойко.
Ирина Николаевна – ведущий охотовед в Малоритской районной организационной структуре республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество охотников и рыболовов». К тому же она единственная женщина-охотовед во всей Брестской области.
Об особенностях охоты на дикого зверя, лесе и его обитателях Ирина Николаевна, кажется, знает всё и даже самому заправскому охотнику запросто даст фору. С интересом слушаю эту замечательную женщину, удивляясь, как хорошо она разбирается в охотничьем деле. Ее уважает коллектив, а это в основном мужчины. Хотя кто придумал, что охота – привилегия сильного пола? Вспомните античность и прекрасную богиню Диану либо отважных амазонок.
Ирина выросла в красивой деревне Черняны и с лесом знакома с детства. Отец, который трудился лесничим, часто брал дочку с собой на работу. К тому же он был еще и заправским охотником и всё свое мастерство хотел передать по наследству.
– Но в семье у родителей были только девочки, – улыбаясь, отмечает Ирина. – Папа всегда мечтал о сыне, поэтому эту роль в некоторой степени я, как старшая дочка, примерила на себя.
Премудростям охотничьего дела отец иногда обучал дочь. Отбросив подальше игры в куклы и красивые наряды, Ирина набивала патроны и училась метко стрелять из «воздушки». Еще со школьной скамьи она твердо решила, что свяжет свою будущую профессию с лесным хозяйством. Родители дочь в ее желании всячески поддерживали.
Лес для Ирины был ее вторым домом, частью ее самой. Здесь, под сенью огромных ветвистых дубов, в глубокой тишине молчаливых сосен и среди белоствольных березок она в буквальном смысле слова оживала, напитываясь энергетикой леса. Он манил, звал ее к себе в любую пору года – и когда кружили в белоснежном вальсе метели, и в апреле, когда под сугробами пробивались первые подснежники и журчали на проталинках ручьи, и когда в июльском мареве, нежась на солнце, созревали сочные ягоды черники, малины и ежевики. Ирина с детства была влюблена в свой родной край и его неповторимую первозданной красоты природу.
После окончания Чернянской средней школы девушка без проблем поступает в Белорусский государственный технический университет, где и получает специальность инженера лесного хозяйства. В 2003 году по распределению молодой специалист приезжает на свое первое рабочее место в Малоритское лесничество. Свой трудовой путь Ирина начинала в должности мастера леса, а затем трудилась инженером-лесопатологом, или, проще говоря, лесным доктором.
– Работа мне очень нравилась, – говорит Ирина Бойко. – Хотя, конечно, вначале было сложновато. Но помогали старшие коллеги дельными советами, подсказками. Через какое-то время меня перевели на должность инженера по лесовосстановлению. Трудилась и в тепличном хозяйстве. Сколько саженцев вырастила за свою жизнь? Пыталась сосчитать. Несколько миллионов точно наберется. Словом, не один гектар леса посадила.
Затем получилось так, что ей пришлось менять работу. И все-таки это судьба. С лесом Ирина так и не рассталась: учреждению «Малоритское РОС» РГОО «БООР» как раз требовался охотовед. Ирина с ее опытом работы в лесхозе оказалась как нельзя кстати. В разговоре Ирина Николаевна признается, что на новом месте поначалу пришлось столкнуться с некоторыми сложностями. Да и местные охотники поглядывали на женщину-охотоведа с недоверием, первое время присматривались, что она собой представляет, судачили между, столкнется с трудностями да и сбежит скоро. Не женское это дело – в охотоведах ходить. Но не на ту напали, трудностей Ирина никогда не боялась, а советы охотника-отца да учеба в университете как раз пригодились. Да и коллектив БООРа во главе со Степаном Николайчуком морально поддерживал Ирину Николаевну и нисколечко не сомневался в том, что со своими обязанностями, круг которых достаточно широк, начинающий охотовед прекрасно справится.
– В мои обязанности входит ведение документации, – рассказывает ведущий охотовед, – оформление и выдача охотничьих путевок, разрешений на добычу пушного зверя и водоплавающей птицы, а также на добычу нормируемых видов охотничьих животных. Кроме того, организация и проведение охоты, учет численности животных, охрана охотничьих угодий, зимой подкормка зверей, проведение других биотехнических мероприятий.
К слову, Малоритчина с ее неповторимой живописной природой и обилием зверья привлекает не только местных охотников. За трофеями до пандемии сюда приезжали россияне, немцы, венгры. В охотничьих угодьях можно поохотиться на косулю, лося, бобра, зайца и даже волка. Сейчас популярностью пользуются путевки на бобра.
– Дичи у нас хватает, – продолжает разговор Ирина Николаевна. – Количество особей диких животных мы постоянно отслеживаем. К примеру, на территории нашего охотхозяйства обитают 95 особей оленя благородного, 125 – лося, 613 зайцев, 141 бобр, 665 особей косули европейской и другие.
– Сами-то на охоту часто выезжаете? – любопытствую у ведущего охотоведа района.
– Ходила. Например, 27 августа, – отвечает Ирина Бойко. – Это была охота на кабана. Интересное зрелище, захватывающее. Зимой ходили на волка. Правда, хищника тогда не удалось добыть. Волк очень умный и хитрый зверь. Охотников по запаху учуял и ушел. Отправляясь в лес поохотиться, нельзя всего предугадать, не знаешь, как поведет себя в той или иной ситуации зверь.
Тем не менее Ирина Николаевна не считает, что профессия охотоведа одна из самых опасных. Может быть, потому, что выросла она в лесу и все лесные законы знает с детства.
– А как родные относятся к вашей работе? – не могу не поинтересоваться у Ирины Николаевны. – Ведь вам приходится и по ночам отсутствовать дома.
– Дети уже привыкли, да и взрослые они у меня, – продолжает разговор Ирина. – Старшая дочка учится в 10 классе, а сынишка пошел в пятый. Иногда я беру их с собой в лес, где мы просто отдыхаем или собираем грибы-ягоды. Муж меня поддерживает и понимает.
Осень – любимая пора года Ирины Николаевны. Лес осенью особенно прекрасен и величественен. В прозрачной тишине сентябрьского дня слышно, как слетает на пожухлую траву желтый березовый листок, как дятел, примостившись на сосне, стучит по стволу. Здесь, в лесу, вслушиваясь в осеннюю мелодию ветра, Ирина Бойко мысленно переносится в свое счастливое детство и отдыхает душой.
Екатерина ЯЦУШКЕВИЧ
Фото автора