Мигранты из Ближнего Востока благодарят за гуманное отношение и оказываемую помощь белорусские власти, медиков и пограничников.
Быстро меняющиеся обстоятельства не могут не вносить свои коррективы. Исходя из непростой ситуации, сегодня к охране государственной границы привлекаются дополнительные силы и средства, в том числе ресурсы иных субъектов обеспечения пограничной безопасности, увеличено количество выставляемых пограничных нарядов. На всем протяжении приграничного белорусско-польского участка активно задействованы технические средства, так что при всех сложностях, обстановка здесь остается прогнозируемой и контролируемой.
В беседе с корреспондентом Zarya.by официальный представитель Гродненской пограничной группы Надежда Масевич поясняет: участок, непосредственно прилегающий к международному автомобильному пункту пропуска «Брузги», всегда находился под особым контролем как являющийся в силу географического и территориального факторов своего рода ориентиром для лиц, вынашивающих планы нелегальной переброски в ЕС. Скорее всего, колонна беженцев выбрала тот же маршрут исходя из удобной логистики: туда, к пункту пропуска, ведут прямые дороги хорошего качества, оттуда окружной пеший путь до Польши относительно небольшой. Белорусские стражи государственных рубежей здесь по-прежнему в полном объеме выполняют все поставленные задачи, однако после появления стихийного лагеря, к уже имеющимся служебным обязанностям добавилась еще одна – поддержание с беженцами постоянного контакта.
Для них, чью дорогу в Евросоюз перекрыли польские силовики, на практике показательно продемонстрировавшие готовность к любой форме и степени жесткости и жестокости, одной из самых важных оказалась потребность в установлении на последних метрах белорусской земли понятного для обеих сторон живого общения. Это оказалось непросто: по собственному опыту убедился в том, что по-русски в лагере понимают и говорят лишь единицы, а на тривиальный вопрос «ду ю спик инглиш» нередко можно услышать неожиданное ответное «найн». И все же преодолеть на белорусско-польской границе языковой барьер удалось.
Беженцы передают просьбы белорусской стороне через своих представителей, которые владеют английским языком. По словам Надежды Масевич, обращаются, в частности, при нехватке чистых пластиковых емкостей для питьевой воды, но, в основном, – за помощью медицинского характера: просят померить давление, жалуются на головную боль, часто – на боли в желудке и больное горло, что вполне ожидаемо в таких спартанских походно-полевых условиях. Эти просьбы тут же передаются находящимся по близости на дежурстве медикам. Только за минувший четверг, в частности, по поводу ухудшения самочувствия обратились 18 человек, четверых из них пришлось госпитализировать.
Надежда Масевич вспоминает, как недавно наши пограничники обнаружили четверых беженцев, которые пытались перейти границу, однако на польской стороне были встречены крайне агрессивно, сильно избиты – пришлось их в экстренном порядке доставлять на лечение. К слову, белорусские стражи рубежей, по сути, оказываются первыми, кто оценивает степень критичности той или иной ситуации, в насколько тяжелом физическом состоянии находятся люди. Здесь приходится сталкиваться с фактами переохлаждения, истощения и даже панических атак. Среди тех, кто вынужденно остается у заградительной «колючки», установленной польскими военными, есть и беременные женщины на поздних сроках, а это значит, что очередной вызов бригады «скорой помощи» может последовать в любую минуту.
Впрочем, наши люди в форме зеленого цвета и сами проявляют инициативу, особенно если речь идет об оказавшихся в безвыходном положении детях. Так, широкую известность обрела история о том, как белорусские пограничники помогли безногому курдскому мальчику-беженцу. Его родители рассказывали, что ноги ребенок потерял после аварии, и что дома они не смогли найти специалиста, который подарил бы сыну возможность ходить: ради этого и отправились к родне в Германию. В лагере один из протезов сломался, на что обратили внимание представители пограничного ведомства в итоге были вызваны специалисты, которые и починили протез.
– В случае возникновения каких-то форс-мажоров, конечно, мы не останемся безучастно в стороне. Пока помогаем всем, чем можем, поддерживаем постоянный контакт. К нам обращаются, зная, что мы всегда откликнемся, поможем своими силами сразу или, если возникнет такая необходимость, обратимся туда, где смогут помочь. Даже если кто-то будет выдворяться польскими силовиками и при этом нуждаться в помощи, у нас он может на нее рассчитывать. Ни один белорусский пограничник не отказал в ней ни одному человеку, – констатирует Надежда Масевич.
В беседах с сотрудниками пограничной службы Беларуси, по ее словам, беженцы высказывают недоумение и непонимание насчет политики Польши, которая их не пускает, и в которой ни один из них не намерен оставаться дольше, чем это потребуется для транзита в Германию. Зато о нашей стране отзываются только положительно, не стесняясь благодарят белорусские власти, врачей и пограничников за доставляемые продукты питания и питьевую воду, дрова и теплые вещи, оказываемую медицинскую помощь и, что не менее важно, нормальное человеческое отношение. А вот дети мигрантов как жест ответной благодарности каждое утро устраивают своеобразный флешмоб: просыпаясь, в качестве зарядки или физического упражнения пробегают вдоль всей «цепочки» пограничников, и с каждым поочередно здороваются кулачками…
С большим уважением о действиях белорусских стражей границ отозвался руководитель недавно зарегистрированного Минским горисполкомом информационно-просветительского учреждения «Центр Системная правозащита» Дмитрий Беляков: «Соблюдение человеческих прав одинаково важно для граждан любой страны.
Миграционный кризис должен решаться с точки зрения выполнения всех норм и положений международного права, национальных законодательств и, конечно же, уважения к людям. Проблема гуманности приобретает все большие размеры. В этой связи хотелось бы отметить грамотную, корректную работу сотрудников Государственного пограничного комитета Беларуси, которые в непростой ситуации действуют очень аккуратно и вежливо, а также поблагодарить его пресс-службу, которая, находясь тут постоянно, предоставляет возможность СМИ свободно работать на грнаице».
Благодаря этой открытости простые и незатейливые истории беженцев, разлетевшись отсюда, стали известны всему миру, показав истинное положение вещей, что же происходит на границе на самом деле, а, главное, – кто перед нами? Находясь здесь «вживую», услышав самые разные истории скитаний с одинаково неопределенным финалом, видишь перед собой самых обычных людей из государств, разрушенных и уничтоженных ради торжества западной демократии, покинувших родину вынужденно, потому что по разным причинам – в том числе из-за тяжелых условий и опасности для жизни – оставаться там они уже не могли. Людей, обманутых многократно: сначала, насильственной «демократизацией» своей страны, а затем – организаторами международного нелегального трафика и опять-таки теми же самыми демократизаторами, обещавшими помощь от Европейского Союза. Людей, продавших ради осуществления робкой надежды на лучшую жизнь зачастую последнее и в настоящий момент оставшихся ни с чем у разбитого корыта.
Как подтверждает беспристрастное время, только белорусская сторона продолжает этих людей слышать и слушать, польская отреагировала на них колючей проволокой, слезоточивым газом, устрашающим ревом пикирующего до предельно низких высот – буквально над головами – вертолета, ослепляющим светом прожекторов, режущими слух громкоговорителями, готовыми к применению водометами и бронетехникой. По ночам польские пограничники устраивают беженцам настоящие психологические пытки – с включением стробоскопов, воем сирен под звуки выстрелов.
Увы, на Украине в этом плане, похоже, готовы пойти еще дальше. Хотя президент Владимир Зеленский заверял, что Киев будет адекватно реагировать на развитие ситуации на своих границах, в воскресенье пресс- служба 61-й отдельной пехотной егерской бригады (ОПЕБр), входящей в состав Сухопутных войск ВСУ, сообщила: «В настоящее время подразделения 61-й ОПЕБр выполняют свои задачи вдоль участка государственной границы с Беларусью. Ни один так называемый мигрант, а также другие лица, которые будут маскироваться под мигрантов, не попадут на территорию Украины. Они просто будут уничтожены нашими подразделениями». Впрочем, севсем уже не удивительно слышать такие реакции от представителей стран с большой претензией на полную демократию. Грош цена всем западным свободам и демократическим ценностям, если закон и мораль они подстраивают под свои интересы.
Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Фото Валерия КОРОЛЯ