Коссовский замок: эпоха Ренессанса

Построенный по инициативе Вандалина Пусловского дворец не мог не поражать современников своей красотой, величием и мощью крепостных стен. Здание длиной в 120 метров венчали 12 зубчатых башен, которые напоминали строение донжона и придавали ему сходство со средневековым замком, а также символизировали такое же количество месяцев года.

 

Четыре главные – самые высокие – персонифицировали «богатое» время: месяцы с мая по август. Каждое помещение было украшено гобеленами, коврами, мрамором, каминами и скульптурами. Благодаря системе коридоров и особому размещению окон на протяжении двух с половиной дней в году солнечный свет заливал одну из комнат: в эти дни владельцы отмечали «День комнаты», богато ее украшая и проводя в ней почти всё свое время.

 

После пика расцвета последовал период постепенного упадка. Сын Вандалина Леонард проиграл в карты огромную сумму и, чтобы вернуть долг, продал Коссовский замок петербургскому купцу Александрову всего за 700 тысяч рублей, едва покрывающих долговые обязательства. Новый владелец вскоре перепродал его по завышенной вдвое цене Трубецким, которые о переселении сюда даже не задумывались, зато вывезли все ценности и внутреннюю обстановку, дворец закрыли и продали. Потом дворцом Пусловских владели княгиня Абомалек и князь Ольденбургский.

 

 

 

 

За периодом частой смены хозяев последовали войны, революции, новые порядки и беспорядки, которым неизменно сопутствовали очередные разграбления и разрушения … К началу двухтысячного о былом величии этого места напоминали только живописные руины.

 

Новый день рождения

 

Эпоха Ренессанса началась для Коссовского замка только когда Республика Беларусь обрела статус независимого суверенного государства. В 2004 году Брестский облисполком принял решение провести первый этап реставрации под гостинично-туристический комплекс. В 2007-м постановлением Совмина объект наделен статусом историко-культурной ценности 1-й категории и занесен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

 

 

 

 

 

Активная фаза реставрационных работ стартовала в 2008-м. Надо отметить, что данный процесс – сам по себе небыстрый. При восстановлении здания его центральную часть и фасад практически не меняли.

 

Наиболее тяжело было восстанавливать аутентичные элементы, многое делалось вручную с максимальным сохранением деталей. Пришлось укреплять фундамент, местами перекладывать кирпичную кладку, строить недостающие участки стен, стараясь по максимуму использовать старый кирпич, выгребая его из подвалов и разбирая дымоходы. Растворы для штукатурки также применяли специальные – на основе извести, по старинным рецептам. Для восстановления внутренних интерьеров художники наносили позолоту – очень тонкую и нежную фольгу, используя специальный инструмент.

 

 

 

 

Счастливый билет на реставрацию достался Коссовскому замку благодаря стечению многих благоприятных обстоятельств: тут воедино сошлись и его уникальная, не имеющая аналогов в Беларуси архитектура стиля неоготики, и близкое соседство с точно так же чуть ранее возрожденной усадьбой-музеем Костюшко, что вдвое умножает туристическую привлекательность края, и неплохая по сравнительным меркам сохранность объекта.

 

 

 

 

В период проведения операции «Багратион» летом 1944-го замок пережил страшный пожар, продолжавшийся, по разным свидетельствам очевидцев, от десяти дней до двух недель. Тогда сгорела деревянная крыша, окна, перекрытия, уцелели только внешние стены. После войны люди пробовали разобрать дворец для строительных нужд на кирпичи, но не смогли: настолько крепко их держал раствор, в который добавляли яйца птиц и кровь крупного рогатого скота.

 

Новым днем рождения восстанавливаемого замка с полным правом можно считать 10 ноября 2017 года, когда здесь была торжественно открыта временная экспозиция. Впервые в новейшей истории страны культурный объект распахнул залы на стадии черновой штукатурки – без чистовых полов и декоративной отделки: тогда тут еще чувствовался запах побелки, а выставочные экспонаты покрывал легкий налет строительной пыли. Сегодня, как рассказали Zarya.by в ходе экскурсии, осуществляется последний этап реставрационных работ: пока на реставрации находится центральная часть дворца.

 

 

 

 

Всё – в комплексе

 

Менее чем за два века существования дворец не единожды менял свое предназначение, в разные времена, таким образом, используясь по-разному. При польских властях здесь располагалось образовательное учреждение, где проводились курсы пчеловодов, рабочих сельского хозяйства, курсы кройки и шитья. При гитлеровской оккупации – комендатура и гетто. После освобождения недолго – детский дом для сирот, оставшихся без родителей, чьи жизни забрала война.

 

В современном обновленном формате архитектурное наследие Пусловских представляет собой многофункциональный комплекс, где все услуги предоставляются, соответственно, в комплексе. Аристократическое «родовое гнездо» возводилось на вершине рукотворного холма высотой порядка двадцати метров, и, поднявшись сюда по олицетворяющим безупречность белоснежным лестницам с площадками-террасами, оказываешься в буквальном смысле слова перед сказочным выбором: пойти направо, налево или прямо. Для предварительного информирования: один из боковых флигелей отведен под питание, второй – отдых и ночлег, центральная часть отдана музейному блоку и выставочным залам.

 

Ресторанное «крыло» привлекает не только внушительным меню, но и дорогим, изысканным, истинно аристократическим оформлением. Гостиничное – «штучным» номерным фондом, рассчитанным на одновременное комфортное проживание не более двух десятков постояльцев. Номеров всего шесть: по два на каждом этаже. Немаловажно, что отдельный номер – первый – оборудован специально для приема гостей с ограниченными физическими возможностями.

 

Наиболее эксклюзивен и интересен шестой – так называемый демонстрационный: буквально с порога перед вами предстает не обычное пристанище путника, а своеобразный музейный уголок, предметно воссоздающий обстановку, в которой жили Пусловские столетия тому назад. При ознакомлении поближе невольно обращаешь внимание на небольшие размеры оригинальной кровати XIX века: это было связано с тем, что тогдашние барышни, стремясь подольше сохранить стать и красоту, выкладывали большое количество подушек «горочкой» и, таким образом, спали в положении полусидя.

 

 

 

 

К слову, ресторан и отель здесь работают уже более года. В экспозиционном плане особенно удачным выдалось начало теперешнего 2021-го. «Приезжать сюда становится все интереснее. Через открытые в январе новые залы уже прошли более 1200 туристов», – приводит статистику экскурсовод. Так, женский зал отличается утонченностью и особым изяществом декоративных элементов, преобладанием светлых оттенков во всем, включая мебельную обивку, кроме того, в общий фон гармонично вписывается главный экспонат – действующий белый рояль как минимум полуторавековой давности. Словно в противоположность (или намеренно?) оформление мужского зала выполнено в цветовом контрасте – соответственно, с доминированием темных цветов и более простой, зато даже на вид надежной и добротной мебели.

 

 

 

 

 

Пока работы окончательно не завершены, приходится периодически менять «адреса» внутренней дислокации: к примеру, в октябре-ноябре прошлого года в отреставрированном подвальном помещении «по совместительству» обосновались один из экспозиционных и конференц-зал. Вместе с тем продолжающаяся реставрация внутренних помещений центрального блока, чье оформление возвращает нас к стилю XVIII – XIXвеков, ориентирована на их использование по первоначальному предназначению.

 

 

 

 

В пока еще не открытом для массового туриста бальном зале, где когда-то устраивались творческие вечера с приглашением артистов и поэтов, звучала музыка и кружились в танцах пары, вновь готовятся к проведению балов: теперь уже не в честь именитых особ, элиты тогдашней интеллигенции, а для только начинающих путь к известности и успешной карьере сегодняшних школьников.

 

В январе прошлого года первый районный бал одаренной молодежи собрал во дворце Пусловских 23 учащихся учреждений образования города Ивацевичи и Ивацевичского района, добившихся особых успехов в учебе, спорте, научной и общественной деятельности: победителей и призеров областного и республиканского этапов олимпиад по учебным предметам, научно-исследовательской конференции, спортивных соревнований. Платья в пол и строгие костюмы, живая музыка в исполнении народного камерного ансамбля – всё было, как на настоящем балу. В нынешнем году такое же мероприятие – в продолжение намечающейся хорошей доброй традиции – запланировано на 15 мая к Международному дню семьи.

 

 

 

 

 

Выход в финал

 

С внешней стороны кажется, что возрождение замка Пусловских уже завершено. Теперь эпоха Ренессанса переместилась внутрь здания – в настоящий момент усилия специалистов сконцентрированы на реставрации зала библиотеки: насчитывающая более десяти тысяч редких изданий и рукописей, в свое время она по праву считалась одной из лучших и самых больших в регионе.

 

Как рассказали автору этих строк во время недавнего посещения Коссовского дворцово-паркового комплекса, окончание реставрационных работ запланировано на 2023 год. К названному сроку в полную готовность предполагается привести пять экспозиционных залов, часть которых пока находится в стадии обновления. После торжественного открытия старый новый объект наверняка станет популярным местом проведения экскурсий, научно-исторических конференций, бракосочетаний – и этот перечень вариантов возможного использования в ближайшее время можно продолжать.

 

 

 

 

Реальность воплощения грандиозных замыслов в указанный период подтверждается необходимым финансированием: осуществляемое примерно наполовину из республиканского и местного бюджетов, ежегодно оно исчисляется суммами в миллионы рублей. Это позволяет приближаться к намеченной цели последовательно шаг за шагом.

 

Например, только за 2018 год таким образом удалось оборудовать стоянку для автотранспорта, благоустроить прилегающую территорию, запустить в эксплуатацию котельную, провести отопление. Тем самым связь прошлого, настоящего и будущего в этом историческом месте стала только крепче: известно, что в техническом отношении чрезвычайно «продвинутый» для времени своей постройки дворец имел собственные водопровод, канализацию и – теплые стены и полы: в подвале находились печи, обогревающие котлы – резервуары с водой, превращающейся в пар, откуда по специальным каналам теплый воздух распространялся по всему зданию, а камины, таким образом, выполняли преимущественно декоративную функцию украшения.

 

Разумеется, полностью воспроизвести один в один то, что было, не представляется возможным. Раньше все 132 комнаты дворца имели свое название, цвет, интерьер, отводились под определенные занятия, однако точные планы их расположения не сохранились, поэтому концептуально пришлось импровизировать под существующие потребности современности.

 

 

 

 

Восстановление под новые туристические функции потребовало замены потолочного перекрытия на монолитно-железобетонное – в связи с сегодняшними требованиями пожарной безопасности и предполагаемым возрастанием нагрузки. Чтобы по максимуму сохранить аутентичность, но при этом снизить до минимума расходы на отопление помещений шестиметровой высоты, между деревянными оконными рамами со старинным механизмом открывания, выполненными по сохранившимся с того времени рисункам, поставили энергосберегающие системы остекления.

 

При этом нельзя не заметить: привлеченные специалисты постарались хотя бы каким-то образом наглядно проиллюстрировать ряд связанных с дворцом легенд. Согласно одной из них, пол в Белой комнате был стеклянным, являясь в то же время своего рода «крышкой» расположенного внизу аквариума: таким образом, создавалось впечатление, что множество экзотических рыбок плавает прямо под ногами. Теперь на отдельном участке под толщей прозрачного стекла можно воочию лицезреть изначальную, времен Пусловских, кирпичную кладку: по рассказам, кирпичи для строительства привозили из-за границы, и каждый из них был завернут в бумагу. Другая легенда упоминает об охранявшем по ночам графские владения (по другим сведениям – коридоры дворца) ручном льве: сегодня приезжий люд, направляясь к входу, огибает фонтанную чашу с изображениями «царя зверей».

 

 

 

 

Пока в неопределенной перспективе остается вопрос возрождения не менее впечатляющих окрестностей Коссовского замка. Сначала при нем был заложен красивый каскадный парк с искусственными водоемами по образцу ренессансных садов Италии площадью 40 га. Вокруг архитектурной «жемчужины» высадили 150 видов экзотических растений, обустроили оранжереи. В период Первой мировой войны дворец был разграблен – исчезли все ценные предметы искусства, которые там остались от прежних владельцев: картины, коллекция статуй, были уничтожены и оранжереи, и сад. После войны замок закрыли высаженными соснами, а потом рукотворный лес начали вырубать…

 

 

 

 

Перед началом проектирования и реконструкции была проведена инвентаризация остатков растительности, которая уже в виде самосея сохранилась на этой территории – потомков произраставших ранее пород. Помимо боярышника и сирени, здесь сохранились две старинные лиственницы и столь же почтенного возраста липа: возможно, им суждено когда-нибудь стать основой нового парка.

 

Пока же и в нынешнем облике с незаконченными чертами дворец Пусловских подтверждает свою востребованность. Казалось бы, пандемия наглухо перекрыла приток въездных иностранных туристов, тем не менее нет худа без добра. Только за прошлый, не самый благоприятный год объект посетило более 30 тысяч человек – преимущественно белорусов: вынужденная изоляция в условиях закрытых границ подарила им хорошую возможность лучше узнать историю родного края и поближе познакомиться с достопримечательностями своей страны.

 

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Фото из архива «Зари»

Опубликовано: 13:31 - 06.06.2021г.
Поделиться новостью