В рамках республиканской профилактической акции «Дом без насилия» сотрудники органов внутренних дел и прокуратуры г. Бреста навестили неблагополучные адреса, где нет мира в семьях и злоупотребляют алкоголем. Корреспонденты «Зари» присоединились к рейду.
– Основные усилия правоохранителей сосредоточены на своевременном применении мер профилактики правонарушений в отношении лиц, совершивших домашнее насилие. Особое внимание уделяется выявлению детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. В отношении лиц, злоупотребляющими спиртными напитками, проходят судебные заседания по их изоляции в лечебно-трудовые профилактории. Осуществляется контроль за ранее судимыми лицами, отбывавшими наказание за преступления в отношении своих близких, – рассказала о проводимой работе начальник отделения информации и общественных связей УВД Брестского облисполкома Наталия Милюкова.
Официальный представитель УВД Брестского облисполкома сообщила, что в текущем году было вынесено 944 защитных предписаний, изолировано в ЛТП 258 лиц, страдающих от алкогольной зависимости. За совершение домашнего насилия на учете состоят более 3600 граждан, работа с которыми ведется каждый день и находится на особом контроле.
– Если вы стали жертвой домашнего насилия, необходимо обратиться в органы внутренних дел по номеру 102. Выход из сложной жизненной ситуации есть всегда. Функционируют кризисные комнаты. Действенной мерой профилактики также является вынесение защитного предписания – установление гражданину, совершившему домашнее насилие, ограничения на совершение определенных действий, в том числе и с письменного согласия пострадавшего временно покинуть общее жилое помещение, а также установление запрета распоряжаться совместной собственностью. Гражданам, совершившим насилие в отношении членов своей семьи, придется отвечать за содеянное по всей строгости закона. Максимальный срок за умышленное причинение тяжких телесных повреждений – до 15 лет лишения свободы, – подчеркнула Наталия Милюкова.
«Я остановился»
Начинаем движение с центральной части города. Первые два адреса рейдового маршрута расположены неподалеку друг от друга – на проспекте Машерова.
В квартире на втором этаже старой хрущевки сегодня спокойно. Хозяин встречает гостей хоть и не особо радушно, но без агрессии. Говорит, осознал и сделал выводы. Больше не злоупотребляет алкоголем и не скандалит с супругой. Мужчина отворачивается от камер и не разговорчив. Вообще, складывается впечатление, что ему просто стыдно.
«Я остановился», – скупо отвечает на вопросы участкового. Правда, образумился он после постановки на профилактический учет и пребывания в лечебно-трудовом профилактории. Оптимизм внушает тот факт, что мужчина, по его словам, завязал с выпивкой и в настоящее время ищет работу.
– Периодически мы навещаем этот адрес, общаемся с супругой – гражданин остается в поле нашего зрения. В данный момент претензий к нему у сотрудников милиции нет, – комментирует старший участковый Московского РУВД г. Бреста Евгений Блошук.
Направляемся к следующему гражданину, попавшему в поле зрения милиции. Пока едем, Евгений Блошук рассказывает о причинах домашнего насилия. Они, как правило, одинаковы и банальны – алкоголь, жизненная неустроенность, агрессивная реакция на замечания домочадцев. Портрет типичного семейного тирана также предсказуем: неработающий, зачастую – ранее судимый, злоупотребляющий спиртными напитками.
К сожалению, далеко не все пострадавшие от домашнего насилия обращаются в милицию, но такое долготерпение и всепрощение может привести к печальному финалу. Есть и те, кто в последствии отказывается писать или забирает свое заявление, опасаясь жесткой реакции «родного человека».
– Много ситуаций возникает на фоне бытовых конфликтов, и в основном такие ссоры связаны со злоупотреблением спиртными напитками. Бывают случаи, когда граждане вызывают милицию, но при этом не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу определенных факторов, например, нахождения в материальной зависимости либо боязни за свою жизнь, когда агрессор постоянно находится в жилом помещении с пострадавшим, который вынужден молчать, чтобы обезопасить себя и свою семью. В законодательстве предусмотрен механизм, позволяющий прокурору начать административный процесс в отношении лиц, которые совершают факты бытового насилия, без требования потерпевшего, то есть необязательно, чтобы пострадавшая сторона писала заявление, – отметила помощник прокурора г. Бреста Валерия Гукова.
«Маму, конечно, жалко…»
Очередная «нехорошая» квартира. В тесной «двушке» в центре города живут мать-пенсионерка и ее бедовый сын. В глаза бросается неопрятность «квадратных метров». А еще – старая фотография симпатичного мальчишки на детском велосипеде. Сейчас этот потрепанный жизнью и алкоголем мальчишка вяло оправдывается перед участковым, что «был пьяный тогда и мать просто толкнул»…
– За семейно-бытовое насилие вас привлекали?
– В последний раз примирились с матерью…
– А до этого?
– Ну было там, поругались, поконфликтовали. Выпил, и получилась такая ситуация… В тот момент я себя не контролировал. Сейчас стараюсь вообще не употреблять. Участковый предупредил о последствиях. С мамой нормальные отношения, спокойно себя веду: работа – дом – работа.
– Маму не жалко?
– Конечно жалко, я же живой человек. Понимаю, что был не прав.
Мать, инвалид 2-й группы, которая передвигается в инвалидном кресле, в это время находится в соседней комнате. Женщина тяжело болеет, ей не скандалы нужны, а забота сына.
– Сейчас им занимаются, я очень довольна. Сами понимаете, милиция – это последняя степень воздействия. Мой сын в обычной жизни адекватный человек, но под действием алкоголя сильно меняется. Приходилось вызывать милицию, – говорит она.
«Алкоголь не заменит детей»
В многоэтажке в Заречном микрорайоне мы застаем позитивную картину: адекватного вида родители с двумя малышами на руках мирно общаются с сотрудниками милиции и прокуратуры. Но совсем недавно в этой семье всё было не так благополучно. Крепко запила мать. Отец вместо того, чтобы образумить супругу, поддержал ее возлияния. Пока они «отдыхали», за малолетними братиком и сестричкой присматривал 14-летний старший сын. Отчаявшись достучаться до родителей, он обратился к школьному социальному педагогу, которая и забила тревогу. Детей изъяли из семьи. Именно угроза того, что детей заберут навсегда, отрезвила родителей – в прямом и переносном смысле.
– Я сама не ожидала, что такая ситуация может случиться. Выпила тогда из-за сильного стресса, а потом неделю очнуться не могла, – рассказывает женщина. – Алкоголь не заменит детей. Алкоголь создает такие проблемы, из которых потом трудно найти выход. Полгода детей не было с нами. Было очень тяжело всё это пережить.
Родители заверяют: «Больше никаких пьянок». Семья стала на путь исправления, но продолжает оставаться под присмотром.
Завершился рейд в Московском РУВД г. Бреста, где проходит выездное судебное заседание. Рассматриваются дела о домашнем насилии.
В числе тех, кто предстал перед судом, – брестчанин Денис. В пьяном виде он решал семейные проблемы с кулаками. За что и получил штраф. Говорит, что впервые попал в милицию и повторять подобный опыт не намерен.
– Пришел домой выпивший. Жена начала кричать, сын поддержал ее. Спровоцировали – подрались с сыном. Жена вызвала милицию, сказала: «Сиди лучше там, чем пьяный дома». Какие выводы сделал? Не пить и не конфликтовать с женой, – сказал мужчина.
О недопустимости подобного поведения и его последствиях гражданам напоминают правоохранители. С домашними агрессорами, пристрастившимися к алкоголю, и дебоширами ведется постоянная профилактическая работа. Свой результат дает индивидуальной подход, когда сотрудник органов внутренних дел в личном порядке общается с гражданином. Также с лицами данной категории организуют групповые собрания, направленные на профилактику домашнего насилия. Органы внутренних дел оперативно реагируют на сообщения о возможных фактах домашнего неблагополучия.
Алена САЦУТА
Фото Юрия МАКАРЧУКА
Оставить комментарий