Интерес белорусских водителей к процедуре техосмотра этой весной внезапно возрос. Поводом стала информация о том, что теперь все камеры наружного наблюдения могут автоматически вычислять автомобили без разрешения к участию в дорожном движении.
Им видно все?
Новость была опубликована в одном из гродненских пабликов. Ее краткое содержание: машины без ТО отныне фиксируют не только фоторадары на дорогах, но и все камеры, входящие в республиканскую систему мониторинга общественной безопасности (РСМОБ). Эти небольшие видеоприборы вы наверняка видели на улицах. В Беларуси их уже десятки тысяч.
Информацию позже опровергли в пресс-службе столичной ГАИ. Там уточнили, что информация об автоматической фиксации нарушителей камерами РСМОБ появилась ошибочно, а затем без проверки ее начали репостить в соцсетях и СМИ.
Резонанс получился нешуточным. Владельцы машин с просроченными техосмотрами массово отправились на диагностику. Информацией о скоплении транспорта на разных станциях – в том числе в Бресте – поделилось РУП «Белтехосмотр». На предприятии отметили, что очереди существенно выросли как раз после новости о камерах.
Попасть на радар
Что же на самом деле? Вычислять нарушителей «без дозвола» по камерам РСМОБ, в принципе, реально. У инспекторов ГАИ есть доступ к этой системе. Нарушение можно зафиксировать, просматривая и анализируя кадры с того или иного участка дороги.
Однако эта работа пока ведется практически в ручном режиме. Так, например, «на удаленке» вычисляют нарушителей, которые пользуются телефонами во время движения или едут на красный сигнал светофора. Нарушителя вызывают в ГАИ, где знакомят с материалами и составляют протокол.
А вот средства контроля скорости (те самые фоторадары у дорог) при соответствующих настройках действительно могут ловить машины без ТО в автоматическом режиме. Именно благодаря им многие нарушители уже получили свои «письма счастья» за отсутствие прохождения техосмотра и допуска к участию в дорожном движении.
В автоматическом режиме сегодня также выявляют нарушение правил остановки и стоянки, проезд авто по полосе, выделенной для общественного транспорта и, само собой, превышение скорости.
Лучше – с техосмотром
В целом путаница с тем, какие камеры могут поймать на отсутствии ТО, а какие нет, сыграла положительную роль. Ведь многие водители до сих пор продолжали ездить без техосмотра. А тут – такой «волшебный пендель»…
Проблема есть, ведь до ажиотажа, в феврале, число транспортных средств, получивших разрешение, в Беларуси снова уменьшилось. По данным «Белтехосмотра», в последний месяц зимы ТО прошли 116,2 тысячи транспортных средств. Для сравнения, в январе было 120 тысяч.
С первого раза этот экзамен не выдержали почти 18 тысяч машин. Чаще всего их «браковали» из-за неисправностей тормозной системы (более 40 процентов отказов). Почти у каждого четвертого автомобиля наблюдались проблемы с оптикой, примерно у 6,2% выявлены неисправности рулевого. Кроме того, возникали вопросы к состоянию кузова, а также колесам и шинам.
Напомним, если водитель автомобиля без ТО попадается впервые, нарушитель может рассчитывать на предупреждение. Во второй раз в течение года будет штраф от 0,5 базовой величины, а на третий и последующие – от двух БВ. В случае, когда водитель без ТО замечен несколько раз в течение одних суток, это считается одним нарушением.
Сергей ВОЛКОВ