Непередаваемые эмоции подарил зрителям XXV Международный театральный фестиваль «Белая вежа-2021» – он завершился в субботу балетом «Дон Кихот» Государственного академического театра классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва из России, который прошел с аншлагом. Удовольствие получили также театроведы и критики, которые оценивали представленные на конкурс работы. Своими впечатлениями они поделились с журналистами.
Театровед, театральный критик, старший преподаватель Российского института театрального искусства (ГИТИС), заведующая литчастью МТЮЗа, автор «Петербургского театрального журнала», эксперт и член жюри театральных фестивалей и лабораторий Владислава КУПРИНА (Москва):
– Прекрасно, что в условиях пандемии и закрытых границ фестиваль все-таки состоялся. Конечно, грустно, что не приехали соседи-завсегдатаи – Украина, Польша, Прибалтика. Но, с другой стороны, мне очень важно было посмотреть широко представленный белорусский театр. К сожалению, в России его можно увидеть крайне редко. И это замечательно, что спектакль «Шлюб з ветрам» поедет на фестиваль «Балтийский дом» – его увидят огромное количество критиков и гостей.
Белорусский театр очень разный. Все время он был предметом для профессионального разговора. Это радостно и приятно. Но, мне кажется, здесь вырисовалась такая проблема: есть выдающийся художник Татьяна Нерсисян, и с ней работают все. Безусловно, она прекрасна и должна творить, но когда практически во всех спектаклях один художник, начинаешь думать: надо бы, наверное, белорусам поискать еще и новые молодые имена.
Очень своевременным сегодня показался спектакль Тбилисского театра «А.Л.Ж.И.Р.» – когда ни в чем не повинным женщинам, познавшим жестокость концлагеря для жен изменников родины, возвращают их голоса. Что-то между свидетельским и документальным театром. Тема, несомненно, важная и для зрителей, и для артистов.
Совершенно иного характера – постановка театра из Армении «Гардения». Прекраснейший спектакль, полный любви и нежности к людям. Зрители, чувствовалось, были счастливы его увидеть. Трогательная и драматичная история четырех поколений одной польской семьи, взаимосвязь четырех женских судеб. Их личные истории переплетаются в трагический узел, который не дает вырваться из предопределенной жизненной колеи. Достаточно черную, жесткую, полную ужаса пьесу современного польского драматурга Эльжбеты Хованец ереванцам удалось поставить так, что театр говорит: люди разные, люди сложные, у них бывают чудовищные судьбы, которые приводят к катастрофам, но мы все равно продолжаем их любить. Спектакль, о котором также хочется говорить.
Театровед, преподаватель Белорусской государственной академии искусств Ольга СТОЛЯРОВА (Минск):
– Была хорошая программа, мы увидели разные страны, разные спектакли. Постановка «Желтые листья» труппы из Таджикистана – прекрасная возможность познакомиться с культурой этой страны. Работа яркая, немного непривычная для нашего зрителя, но интересная и запоминающаяся. Захватила не только игра актеров, но и колорит костюмов, исполнение национальных песен. Был эксперимент, было новаторство.
Шикарно представлен белорусский театр. Причем не только столичный – свои лучшие творческие работы показали также Пинск, Могилев и, конечно же, Брест. Очень было радостно отметить, что белорусский театр на этом фестивале – на хорошем уровне. Наши спектакли мы обсуждали достаточно эмоционально.
Как, в частности, и работу белорусского сценографа Татьяны Нерсисян. Она – бесспорный мастер. И дай бог, чтобы это был не единственный белорусский сценограф. Конечно, надо растить столь же талантливых и давать дорогу молодым.
Наверное, у каждого и критика, и зрителя есть спектакль, который западает в душу. Для меня таким стала постановка «Гардения» Ереванского русского драматического театра. На мой взгляд, работа сделана безукоризненно и с точки зрения режиссуры, и актерского исполнения, и сценографии. Я благодарна, что получилось поработать на нынешнем фестивале. Это большой, прекрасный опыт.
Кандидат искусствоведения, театральный критик, историк театра, преподаватель кафедры зарубежного театра Российского института театрального искусства (ГИТИС), театральный обозреватель московского журнала «Афиша» Екатерина РЯБОВА (Москва):
– Мне представляется очень важным то, что в Брест приезжают русскоязычные театры из стран бывшего СССР – мы все понимаем, в каких условиях живет русскоязычный театр уже в других государствах: его не всегда поддерживают, у него не всегда есть свой зритель. Это очень ценно, что они имеют возможность здесь увидеть и друг друга, и такого абсолютно благодарного, открытого зрителя, которым отличается фестиваль «Белая вежа».
Да, время меняется, но есть общее культурное пространство, в котором творческие люди могут общаться друг с другом, видеть спектакли коллег, есть воздух, которым они могут дышать. И это придает им силы, чтобы двигаться вперед, и определенный вес у себя дома, особенно если возвращаются с наградой.
Лично для меня большим подарком стало обилие театров кукол. Мне кажется, сегодня это одно из самых интересных направлений – там происходит наиболее острый поиск, кипит жизнь. И в России многие режиссеры и театральные критики сейчас об этом говорят. Я рада и благодарна фестивалю за то, что практически всех лучших режиссеров-кукольников – Александра Янушкевича, Игоря Казакова, Евгения Корняга, цвет учеников Алексея Лелявского – мы посмотрели. Надеюсь увидеть и новые их работы.
Доктор искусствоведения, доцент, заведующая отделом театрального искусства Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, член Белорусского союза театральных деятелей, Союза литературно-художественных критиков Беларуси, председатель экспертного совета фестиваля «Белая вежа» Вероника ЯРМОЛИНСКАЯ (Минск):
– Может быть, это даже на пользу фестивалю, современному театральному движению, что так сложилась афиша нынешней «Белой вежи». Вместе с коллегами мы посмотрели 21 спектакль, 9 из которых – это белорусская программа, которой и открывался фестиваль. Национальный академический драматический театр имени Горького представил спектакль «Пане Коханку». Его премьера состоялась в 2010 году, постановка постоянно обновлялась. Когда-то там блистала Бэлла Масумян, играл Ростислав Янковский. Для театра это значимый спектакль – поэтому его и привезли сюда. Тем более что он представляет нам важные исторические персоны. И зритель эту работу принимал очень тепло.
Из белорусской программы я выделила бы два особенно ярких спектакля – Белорусского государственного театра кукол «Записки юного врача» и Республиканского театра белорусской драматургии «Шлюб з ветрам». Они в целом определили уровень нашего театра, который сегодня способен делать открытия – как в драматургии, так и в сценографии. К слову, обе постановки осуществил Евгений Корняг.
Очень интересно было посмотреть и работу Брестского театра кукол «Новая зямля» – и в плане драматургической основы, и сценографии, и то, как в целом преподносит ее труппа. Этот спектакль тоже необычный и, я думаю, полезный и для зрителя, и для нас, критиков.
Замечательно и то, что на «Белую вежу» пригласили спектакль Полесского драматического театра «Вий». В Пинск мы не всегда можем доехать, а здесь, на сцене кукольного театра труппа из столицы Полесья показала очень интересную, яркую работу. Этот театр как профессиональный действует всего 15 лет. И заметно, как он растет, набирает силу.
На таких фестивальных показах мы и видим, как развивается наш белорусский театр. Это наш любимый фестиваль, который живет уже 25 лет. В Гомеле традиционно проводятся «Славянские театральные встречи», но о них мы слышим меньше. Я считаю, что уровень брестского международного фестиваля – самый высокий. Сюда всегда приезжают интересные театры из России, привозят русскую классику. Это та культура, на которой должны воспитываться поколения людей. Это театр психологического реализма, который открывает большие возможности для развития искусства.
Афиша следующей «Белой вежи» будет, конечно же, другой. Но то, что представлено на XXV фестивале, – это просто уникально. И большой для нас, критиков, опыт.
Главные награды «Белой вежи»:
-«Лучший спектакль» – «Шлюб з ветрам» Республиканского театра белорусской драматургии (Минск). Режиссер Евгений Корняг.
-«Лучший актерский ансамбль» – «Гардения» Ереванского государственного русского драматического театра имени К.С. Станиславского. Режиссер – Гор Маркарян.
-«Лучшая мужская роль» – Дмитрий Чуйков за исполнение главной роли в спектакле «Записки юного врача» Белорусского государственного театра кукол (Минск).
-«Лучшая женская роль» – Ирина Лебсак за исполнение роли Шарлотты в спектакле «Осенняя соната» Национального академического русского театра драмы имени М.Ю. Лермонтова (Алматы, Казахстан).
Специальные дипломы
-«За искренность исторической памяти» – «А.Л.Ж.И.Р.» Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А.С. Грибоедова (Грузия). Режиссер Автандил Варсимашвили.
-«За сохранение традиций национального искусства Таджикистана» – народная артистка Таджикистана Сайрам Исоева.
-«За творческую преданность идеалам русского классического балета» – Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва (Москва).
Ирина ОРЛОВА
Фото автора
Оставить комментарий