Как соблюдается масочный режим в брестских маршрутках

С введением масочного режима еще во время первой волны пандемии общество успело пройти несколько стадий осознания неизбежного: отрицание, гнев и принятие. Если еще в апреле минувшего года в городских маршрутках пассажиров в масках можно было пересчитать по пальцам, то уже сегодня, войдя в салон без нее, ощущаешь себя в одиночестве и как минимум неловко.

 

Масочный режим, хоть и носит в основном рекомендательный характер, соблюдается как самими перевозчиками, так и их клиентами фактически беспрекословно. В этом мы убедились во время совместного рейда Брестского зонального центра гигиены и эпидемиологии, Брестгортранса и Транспортной инспекции по Брестской области.

 

Первая наша точка – остановка «МОПРа» в направлении центра. Хоть до полудня, когда в обеденный перерыв многие спешат по делам, еще далеко, здесь уже достаточно оживленно. Маршрутки подъезжают одна за другой. Чтобы сформировать свое представление об эпидемическом благополучии в салоне, останавливаем одну из них.

 

– Водители во время пандемии добровольно стали использовать средства индивидуальной защиты. Когда впоследствии поступили рекомендации зонального центра гигиены и эпидемиологии, все перевозчики обеспечили себя антисептиками, масками, дезрастворами для санитарной обработки салона. Наглядная агитация о мерах профилактики инфекций размещена как внутри автомобиля, так и снаружи, – вводит в курс дела Алексей Троцевич, специалист отдела организации перевозок КТУП «Брестгортранс».

 

 

Тем временем врач-гигиенист Игорь Тукай внимательно осматривает салон авто на предмет нарушителей – то есть пассажиров без масок, затем интересуется у водителя наличием санитайзеров и переписывает номера транспортного средства. На все про все в общей сложности уходит не более двух минут. После чего «ревизор» выносит свой вердикт: у этой «ласточки» все в порядке и она может продолжить движение.

 

Следующему перевозчику повезло чуть меньше: в салоне авто проверяющие обнаружили несколько человек без масок. И вот здесь стоит вспомнить ту саму пресловутую ложку дегтя, которая обычно портит бочку меда: из-за пары-тройки несознательных пассажиров, хотя таких и меньшинство, страдает непосредственно перевозчик. И прежде всего – рублем.

 

– Если в салоне пассажиры без масок, – поясняет Игорь Тукай, – водитель должен будет завершить маршрут и отправиться на санобработку салона в отделение профилактической дезинфекции центра гигиены по улице Янки Купалы, 110. Разумеется, такое «удовольствие» не бесплатное. После прохождения процедуры перевозчик обязан предоставить нам подтверждающий документ, и только тогда он имеет право вновь вернуться на маршрут.

 

Потраченное время, плюс деньги, а еще тот факт, что по законодательству именно на водителей возлагается обязанность контролировать соблюдение масочного режима в транспорте, работают лучше любой пропаганды. Не мудрено, что некоторые маршрутчики теперь очень рьяно требуют от пассажиров выполнения правил. Особенно когда речь идет не только о безопасности окружающих, но и нашей собственной.

 

 

– В городе 17 маршрутов экспресс сообщения, на которых работает 370 единиц подвижного состава, – приводит цифры Алексей Троцевич. – Даже если мы проверим 10 – 15 процентов от этого количества и обнаружим от силы 1 – 2 процента авто, где пассажиры будут без масок, на общем фоне это не так уж и много. К тому же в основном речь идет лишь о единичных случаях нарушений. Как правило, это молодежь в наушниках или в телефоне, которая не слышит, даже если водитель и сделает замечание по поводу отсутствия маски. Плюс ко всему система рассадки в маршрутных такси такова, что водитель порой не видит голов пассажиров, следовательно, не всегда способен оценить обстановку. А пассажиры, в свою очередь, часто недопонимают, что водитель несет за них прямую ответственность.

 

К слову, на конечном пункте своего маршрута водитель обязан самостоятельно провести санобработку салона – протереть поручни, спинки кресел и прочее. Чтобы убедиться, что брестские перевозчики не пренебрегают правилами, отправляемся к остановке на улице Лактионова – в районе центральной городской больницы.

 

И пока мы едем по указанному адресу, на телефон проверяющим поступают звонки о том, что отправленные сегодня на дезинфекцию перевозчики уже успешно прошли процедуру и готовы подтвердить это документально. То есть рейд еще даже не закончился, а водители уже выполнили все предписания. Оперативность не может не радовать.

 

На Лактионова из множества машин выбираем несколько понравившихся. В число таких «счастливчиков» попадает и 18-я маршрутка. Ее водитель Андрей признается, что уже доводилось общаться с ревизорами от гортранса и центра гигиены, но ни разу молодой человек не был уличен в несоблюдении коронавирусных рекомендаций. СИЗы у него имеются даже с запасом, а бутылка антисептика – всегда на видном месте.

 

 

– Разумеется, часто людей приходится убеждать надеть маску, – рассказывает водитель. – Хотя как убеждать? Как правило, молодежь забывает про это, может и так войти. Но когда скажешь – сразу надевают. Конфликтов с пассажирами на этой почве пока не было.

 

Как сообщили в Брестском зональном центре гигиены и эпидемиологии, мониторинги за соблюдением мер профилактики против коронавируса проводятся не только на транспорте, но и в организациях образования, здравоохранения, торговли, общепита и прочих. За первый квартал года специалисты центра провели порядка 1454 таких проверок. Совместные с Брестгортрансом и Транспортной инспекцией рейды по субъектам хозяйствования, осуществляющим пассажирские перевозки, проходят еженедельно. Их целью является повышение взаимной ответственности друг перед другом как водителей, так и пассажиров.

 

 

По итогам рейдов в минувшем году порядка 8 транспортных средств были сняты с маршрута и оправлены на полную дезинфекцию салона. За первый квартал 2021-го такая участь постигла 5 авто. Всего же с начала года проведено 32 мониторинга по вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства частными перевозчиками. Было обследовано 854 транспортных средства, выдано 48 предписаний об устранении нарушений, направлено 5 ходатайств о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных. Руководители трех транспортных организаций, осуществляющих частные пассажироперевозки, привлечены к административной ответственности за повторно выявленные нарушения.

 

Татьяна МИЦКЕВИЧ

Фото Александра ШУЛЬГАЧА

Опубликовано: 10:42 - 25.04.2021г.
Поделиться новостью