Брест, вечер, автовокзал. Многолюдно. По платформам ходит невысокая смуглая женщина с цветным листом формата А4. На нем портрет больного мальчика, какие-то реквизиты и просьба помочь. Пассажиры подают деньги. Женщина кажется мне знакомой, и я вспоминаю, где мог ее видеть раньше…
Точно! Ее – или сильно похожую на нее – я весной не раз встречал на железнодорожном вокзале и в пригородных поездах, тоже с распечаткой. Только ребенок на фото был другой: девочка София. Подозрительно? Еще как. Либо кому-то сильно не везет со здоровьем детишек. Либо…
Женщина приближается ко мне. Я включаю камеру телефона, но держу его так, будто просто читаю новости.
– Поможете? Собираем ребенку на операцию…
– Что за мальчик?
– Никита. Это мой брат, – женщина приближает распечатку ближе ко мне. И к камере телефона.
– А что с ним?
– Болеет, сильно болеет. Собираем на лечение.
– Вы зарегистрированы в каком-то благотворительном фонде?
– Да, вот, – она указывает на… номер банковского счета.
– Вам можно перевести помощь на этот счет?
Женщина тут же теряет ко мне интерес, разворачивается и уходит, бросая что-то вроде: «Хорошо». Диалог закончен. Но у меня есть видеозапись, а значит – возможность проверить, кому и как идет сбор на лечение.
Итак, на распечатке указано имя Никиты Личинаки. Диагноз очень печальный – нейробластома четвертой степени. На лечение нужно 82700 долларов в некой клинике MAX. Сбор срочный – до… 25 февраля. На дворе, если что, середина июля. Это точно срочный сбор?
Далее идут банковские реквизиты и контактный телефон с кодом Украины (+380). Странно? Еще бы. Но самое интересное – и печальное! – выясняется позже.
Судя по распечатке, у Никиты есть страничка в «ВКонтакте»: vk.com/lichinaki_help. Она оказалась реальной. Идем туда и читаем такое: «Сердце ангела. Личинаки Никита, 1 годик. Город Одесса. Диагноз: нейробластома забрюшинного пространства с метастазами в лимфоузлы брюшной полости и забрюшинного пространства. 21 марта 2015 года Никитка ушел от нас…»
В общем-то, всё ясно, как день. Женщина на вокзале зарабатывает, выпрашивая деньги якобы на лечение ребенка, который уже девять лет как умер. Фото и информацию она просто скачала из Сети, не сильно задумываясь над содержанием. Главное, чтобы было похоже на правду. И люди подавали ей. Изображение больного ребенка действовало безотказно…
К сожалению, такой способ обмана распространен и в реальности, и онлайн. Как не ошибиться, делая благое дело?
В благотворительной организации UNIHELP посоветовали внимательно относиться к тем, кто собирает деньги в общественных местах. Не торопитесь жертвовать. Честные фонды не собирают пожертвования на улицах и в электричках. Как правило, их волонтеры работают на официальных фестивалях, тематических ярмарках и акциях. Сбор средств обязательно осуществляется в опечатанные боксы.
Информацию о деятельности того или иного фонда можно проверить и онлайн. Легальная организация регулярно рассказывает о своей работе, дает детальные отчеты о суммах и способах сбора денег. На сайте обязательно размещена информация об основателях и сотрудниках фонда, контакты и уставные документы. Там же можно узнать о детях, для которых открыт сбор. В случае необходимости вы имеете право запросить нужные данные.
Внимательнее относитесь к вирусным рассылкам в социальных сетях с пометками «Срочно требуется помощь» или «Срочно организован сбор денежных средств». Не переводите деньги на личные карточки, ведь в таком случае у вас нет никаких гарантий, что они пойдут по назначению. Не стоит делать и репосты таких объявлений, чтобы не помогать аферистам…
Кстати, подобные истории рождают и еще один вопрос. Если некто собирает деньги с доверчивых граждан под заведомо ложным предлогом, не является ли это мошенничеством? Возможно, на этот вопрос дадут ответ правоохранительные органы.
Сергей ВОЛКОВ
Оставить комментарий