Как Инна Крупинская из Ганцевичского района коллекционирует и реставрирует куклы

С середины мая и до конца июня в Ганцевичском районном краеведческом музее проходит выставка авторских и коллекционных кукол. Значительную ее часть составляют экспонаты из личной коллекции жительницы райцентра Инны Крупинской, которая куклы не просто собирает, а возвращает им первоначальный облик благодаря тщательно продуманной реставрации.

 

У великого русского композитора XIX века Петра Ильича Чайковского есть сборник пьес для фортепиано «Детский альбом». Из двадцати четырех присутствующих там произведений три посвящены куклам. Это – «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла». Реставратор-любитель Инна Крупинская успела повидать немало «больных» кукол с выпавшими волосами, сломанными руками-ногами или без глаз. Но она твердо уверена: какой бы тяжелой «болезнь» у куклы не была, «хоронить» ее не надо торопиться – ведь ей всегда можно подарить новую жизнь.

 

 

 

 

– Для меня старая кукла не какой-то коллекционный или антикварный предмет. В первую очередь это своеобразное воспоминание об ушедшем детстве, о тех давних временах, когда маленькой девочкой я считала своих кукол подружками. Наверное, из таких эмоций и складывается наша личность. Поэтому выбросить детскую куклу в моем понимании равнозначно потере частицы собственного «Я», – объясняет свою позицию Инна.

 

Какого-то специального образования, непосредственно связанного с реставрацией кукол, у Инны Крупинской нет. Никак не переплетается необычное хобби и с ее теперешним местом работы – Ганцевичским хлебозаводом, где она трудится простой рабочей. Но в свое время, после окончания школы, Инна отучилась в Брестском ПТУ-26 легкой промышленности, где получила специальность закройщика-портного женской и детской одежды.

 

 

 

 

– После ПТУ я некоторое время работала в Ганцевичах швеей на частном предприятии «Полимир», потом вышла замуж, и в 95-м и 97-м годах у нас родились дочка Кристина и сын Максим, – вспоминает Инна. – Девяностые годы были непростыми временами в материальном плане. А хотелось, чтобы дети выглядели нарядно. Поэтому сама шила им различную красивую одежду, в том числе на всевозможные праздники в детском саду. И от такого шитья получала огромное удовольствие. А как-то однажды у дочкиной куклы, которая была сделана на Минской фабрике детской игрушки, полностью порвалось платье. Мне тогда, как в принципе и теперь, очень нравились наряды эпохи XVIII века. Я взяла и пошила кукле роскошное платье в таком стиле. Новый вид игрушки оценила не только дочка, но и мои подруги. Вскоре они стали приносить свои старые куклы и отдавать их мне, чтобы я их тоже отреставрировала. Вот так постепенно сформировалось мое хобби.

 

 

 

 

Сейчас коллекция Инны насчитывает более 60 кукол, полсотни из которых уже восстановлены, а остальные находятся в стадии реставрации. Большинство этих игрушек советского производства, самые старые из которых были выпущены еще в начале 1960-х годов. Но также есть и несколько современных экземпляров, в том числе популярных по всему миру «Барби».

 

– Больше всего я люблю советские куклы, – говорит реставратор. – Самая любимая из них – кукла «Галя». Автором является Марианна Мотовилова, которая создавала игрушки с начала 1960-х годов и до конца 1970-х. Сегодня «Галя» достаточно редкая кукла – ведь в советские времена ее в основном продавали в магазинах «Березка», где товары отпускались за валюту. Поэтому она очень ценится коллекционерами – такая кукла в хорошем состоянии теперь стоит 150 – 200 долларов. Да и в целом куклы Марианны Мотовиловой пользуются большим спросом и в среднем оцениваются по 40 – 50 долларов. Сейчас в моей коллекции восемь кукол этого известного советского дизайнера игрушек.

 

 

 

 

Сама Инна куклы не покупает – их ей приносят друзья, знакомые, коллеги по работе. Правда, и состояние большинства этих игрушек, мягко говоря, далеко от идеального. У многих из них испорчены наряды и может не быть каких-то частей тела. Однако реставратора это не пугает: она с помощью иголки и пряжи возвращает куклам волосы и ресницы, вставляет глаза, перетягивает резинки, которые держат голову и руки, склеивает потрескавшуюся пластмассу и делает макияж, а если надо, то из специального пластичного раствора вылепливает новые детали.

 

– Такое хобби требует не только усилий, но и финансовых средств. – уточняет женщина, – К примеру, на наряд «Мальвины» уходит 10 – 15 метров кружевов. Пряжа для волос и ресниц, фурнитура тоже стоят денег. Бывает, что останавливаю реставрацию и жду зарплаты, чтобы купить нужные мне материалы. Хотя обычно к реставрации я приступаю уже тогда, когда у меня уже есть всё необходимое. До этого могу неделями ходить и вынашивать в голове будущий образ куклы. Но это в том случае, если нельзя восстановить ее первоначальный облик. А так я стараюсь максимально приблизиться к варианту, который изначально был задуман автором. И когда, к примеру, я создаю наряд для куклы 1960 – 1970-х годов, то использую для этого ткани того периода, лоскутки которых вырезаю из сохранившейся одежды моей мамы. И, кстати, кукольная одежда шьется практически по такому же принципу, что и взрослая: с вытачками, обметкой, пришиванием воротничков. И чем игрушка меньше – тем сложнее пошить на нее наряд. Так, что если бы я не любила шитье, то вряд ли бы «загорелась» этим делом.

 

 

 

 

Основной период, когда Инна Крупинская уделяет серьезное внимание своему хобби, – осень и зима. В остальное время основные силы уходят на уход за огородом. Поэтому своей очереди на реставрацию некоторые куклы могут дожидаться достаточно долго. Однако в итоге каждая из них в умелых руках вновь станет как новая.

 

 

 

 

– Я состою в тематической группе в «Одноклассниках», где общаюсь с другими коллекционерами-реставраторами из Беларуси, России и Украины, – говорит Инна. – И мы сходимся во мнении, что у возвращения к новой жизни кукол есть какая-то своя особая энергетика. Ведь когда смотришь на них после реставрации, на их ангельский вид и красивые наряды, душа радуется. Ты чувствуешь себя настоящей феей, делающей из невзрачной Золушки прекрасную принцессу. И думаешь: надо скорее браться за новую реставрацию, чтобы восстановить утерянную красоту очередной «Машеньки», «Верочки» или «Мальвины».

 

 

 

Геннадий ПОПЛАВСКИЙ
Фото автора

Опубликовано: 09:04 - 26.06.2021г.
Поделиться новостью

Последние новости