Два энтузиаста из деревни Язвинки Лунинецкого района решили отдать дань памяти героическому подвигу нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Сделали они это с необычным, «историко-техническим» уклоном: создали уменьшенные модели автомобилей военной эпохи.
Юрий Калютич и Дмитрий Видникевич – не просто соседи, но и товарищи-единомышленники, которых объединяет много общего. Оба являются прирожденными «технарями» – Юрий занимается ремонтом топливной аппаратуры сельскохозяйственной и грузовой автомобильной техники в основанном им ЧПТУП «ЮТ ФермоТранс», а Дмитрий работает водителем в местном хозяйстве ОАО «Дворецкий». А еще они увлекаются историей военных лет. Совместив свои технические умения и исторические познания, друзья в виде уменьшенных моделей воссоздали два автомобиля, вызывающих прочные ассоциации с событиями Великой Отечественной войны.
– Без всякого пафоса скажу, что память о минувшей войне для нас, как и для всех белорусов, значит очень многое, – говорит Юрий Калютич. – Как-то у нас с Димой зародилась идея создать модели автомобилей, немало потрудившиеся на фронтовых дорогах. Выбор пал на две легендарные марки: поставлявшийся в СССР по ленд-лизу из США внедорожник «Виллис» и советский грузовик ЗИС-5В. Дима взялся за «Виллис», а я – за ЗИС.
Работа у друзей шла неравномерно, в зависимости от наличия свободного времени. На создание копии «Виллиса» у Дмитрия ушло около двух лет, и она была готова к весне прошлого года. Юрий же взялся за дело только в начале минувшей осени, а его ЗИС-5В впервые выехал за ворота гаража в канун Нового года. Правда, после этого экстерьер модели дорабатывался еще на протяжении нескольких месяцев.
– Мы себе поставили задачу сделать не просто авто, похожие на военные, а функционирующие модели, которые бы передавали внешнее и конструктивное сходство своих прототипов, – подчеркивает Юрий. – А нюансов тут, надо сказать, немало. К примеру, ЗИС-5В, который в войсках называли «трехтонкой» или «захаром», был моделью военного времени, о чем и говорит приставка «В». Чтобы удешевить и ускорить производство, конструкция автомобиля подверглась серьезным изменениям. От довоенной версии он отличался деревянной кабиной с откидной брезентовой крышей, угловатыми крыльями, гнутыми из листового проката (вместо красивых округлых), отсутствием тормозов на передних колесах, дворников на лобовом стекле, а также мог быть лишь с одной левой фарой.
Всю необходимую для работы информацию энтузиасты-реставраторы искали в интернете и специальной литературе. Так, Юрий нашел дома старый журнал «Моделист-конструктор», который выписывал еще в школьные годы. Там рассказывалось об устройстве и технических характеристиках ЗИС-5В. И по вечерам он часами сидел с рулеткой и калькулятором, чтобы высчитать все пропорции для своей модели.
Итогом кропотливой работы стали модели «Виллиса» и ЗИС-5В, выполненные в масштабе 1:2,6.
Как и настоящие авто, каждая из моделей оснащена двигателем внутреннего сгорания, а также всеми необходимыми узлами и деталями, которые взяты от некоторых современных сельхозагрегатов и автомобилей. Модели развивают максимальную скорость до 26 километров в час, а емкости их баков хватает примерно на 5 часов работы. Их стоимость друзья точно не считали, но, по приблизительным оценкам, только на материалы и детали для «Виллиса» ушло около 800 долларов, и в два раза больше – для ЗИСа.
Кстати, Юрий Калютич не ограничился только созданием копии.
На свой ЗИС-5В он получил сертификат соответствия в научно-исследовательской лаборатории транспортных средств БНТУ. В соответствии с ним управлять этой техникой, работающей по принципу детских электромобилей, могут дети в возрасте от 6 до 12 лет после прохождения небольшого предварительного обучения. В перспективе он не исключает, что сможет наладить массовый выпуск этой модели для последующей реализации.
Однако теперь предприниматель полностью сосредоточен на выпуске двух новых моделей ЗИС-6, которые создаются в масштабе 1:2,2. Некоторое время назад он связался с директором мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Григорием Бысюком и предложил передать в дар экспозиции музея одну из этих моделей. Предложение нашло отклик, и Юрий Калютич рассчитывает закончить ее изготовление к 50-летнему юбилею открытия мемориального комплекса, которые будет отмечаться в этом году 25 сентября.
Что касается уже созданного ЗИС-5В, то в самое ближайшее время его планируется передать в Лахвенские ясли-сад-среднюю школу.
– Я давно общаюсь с директором школы Александром Яроховичем, с которым консультируюсь по разным историческим темам, – объясняет Юрий Калютич. – Когда я только собирался взяться за изготовление ЗИСа, он поддержал мою затею – хотя многие мне говорили, что нет смысла тратить на это свое время и деньги. И когда работа подходила к концу, сказал ему, что было бы замечательно, если бы эта модель использовалась для мероприятий патриотической направленности в школе – и эту задумку он тоже поддержал.
– Со следующего учебного года мы планируем организовать кружок, в котором будет совмещено техническое творчество и патриотическое воспитание, – дополняет собеседника Александр Ярохович. – Ребята будут углубленно изучать историю Великой Отечественной войны, помогать в создании новых моделей, учиться управлять ими, чтобы затем принимать участие в различных тематических мероприятиях.
И хоть кружка в школе еще пока формально нет, желающие попасть в него уже появились. Так, Назар Щегликович и Михаил Давидовский под присмотром взрослых уже пару недель учатся управлять этими мини-автомобилями. Компанию им составляют их более опытные товарищи – сын и племянник Дмитрия Видникевича Кирилл и Егор. Свое водительское мастерство они смогут продемонстрировать уже в воскресенье, 9 мая, на одной из праздничных площадок в Лунинце, где будут представлены эти модели авто военных лет.
– Должен сказать, что в этом начинании нас поддержало немало людей, – отмечает Александр Ярохович. – Особую благодарность мы хотим выразить депутату Анатолию Насене, активно помогающему в решении многих организационных вопросов, его помощнику, главе фермерского хозяйства «Юлиан» Михаилу Гриневичу, который приобрел для школы шесть комплектов военной одежды, и Сергею Кураку, изготовившему макеты автоматов ППШ.
По словам Юрия Калютича, в ближайшие годы он планирует создать целую линейку моделей автомобилей военных лет. А главная его мечта – сделать к 80-летию Победы действующую модель легендарного танка Т-34.
– Кому-то со стороны может показаться, что мне нравится заниматься этим моделированием из-за любви к технике, – говорит Юрий. – И, действительно, такой момент присутствует. Но в первую очередь это я делаю для наших детей. Когда ребята окажутся вовлечены в процесс создания моделей, будут посещать патриотический кружок в школе, они получат не только какие-то практические навыки и знание характеристик техники военных лет. Но, самое главное – дети будут знать историю нашего народа и ту цену, которую он заплатил за Победу над фашизмом. Ведь как можно любить свою Родину, не зная ее истории?
Геннадий ПОПЛАВСКИЙ
Фото автора
Оставить комментарий