Главная - Новости - Главные новости - Эксперты о предстоящей избирательной кампании

Эксперты о предстоящей избирательной кампании

Эксперты о предстоящей избирательной кампании

В следующем 2024 году избирательная кампания пройдет в Беларуси в новом, совмещенном, формате. На этот раз граждане будут выбирать одновременно депутатов и парламента, и местных Советов. Для чего в Беларуси введен единый день голосования, в чем его преимущества, «Заре» рассказали эксперты.

 

«Международная практика с пользой для Беларуси»

 

 

Директор Брестского областного лицея имени П.М. Машерова Геннадий ИВАНЧИН

 

– Как уже было объявлено, выборы в 2024–2025 годах пройдут традиционно. То есть для избирателя фактически ничего особенно не изменится. Нужно будет прийти на избирательный участок, получить бюллетень, сделать свой осознанный выбор и опустить бюллетень в урну для голосования. В следующем году нам предстоит выбирать практически то же самое количество депутатов различного уровня: 110 депутатов Палаты представителей и около 12,5 тысячи депутатов местных Советов. Вместе с тем общественный интерес к предстоящей избирательной кампании намечается большой, что вполне предсказуемо: 25 февраля 2024 года в нашей стране впервые в истории пройдет единый день голосования.

 

То, что для нас пока является новацией отечественного законодательства, за рубежом на разных континентах планеты во многих ее уголках уже давно не ноу-хау и практикуется достаточно широко. В частности, в настоящий момент единый день голосования существует в ряде государств Северной и Южной Америки, Африки и Европы. Например, в Канаде он приходится на третий вторник октября раз в четыре года, в Мексике – на первое воскресенье июля. В США единый день голосования – первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года, когда проводятся выборы президента, вице-президента, депутатов Конгресса и сенаторов отдельных штатов, в некоторых штатах – также губернаторов и вице-губернаторов.

 

Как свидетельствует международное право, внедрение единого дня голосования где бы то ни было – процесс не одномоментный. К примеру, установить такой общий день в рамках реформы российской избирательной системы еще в октябре 2004 года предлагал тогдашний председатель ЦИК Александр Вешняков. Законопроект, содержащий в том числе пункт о едином дне голосования, президент России Владимир Путин внес в Госдуму в апреле 2005 года. Первый единый день голосования состоялся 12 марта 2006 года, Закон об проведении всех муниципальных и региональных выборов в один день был принят шесть лет спустя осенью 2012 года: он устанавливал в качестве единого дня голосования второе воскресенье сентября, за исключением случаев, когда в этот год проводились федеральные выборы.

 

Именно такой подход позволяет сохранять и укреплять стабильность и согласие, консолидируя и сплачивая нацию. Не случайно на недавней встрече с Владимиром Путиным белорусский лидер Александр Лукашенко назвал итоги прошедшего в Российской Федерации единого дня голосования большим успехом. «Уверенная победа представителей Всероссийской политической партии «Единая Россия» на выборах глав субъектов, депутатов законодательных и местных представительных органов государственной власти свидетельствует о широкой поддержке проводимого курса на суверенное развитие страны и консолидацию общества. Убежден, народные избранники внесут весомый вклад в дело укрепления межрегионального сотрудничества с Республикой Беларусь, будут способствовать реализации масштабных планов по наращиванию стратегического партнерства между Минском и Москвой», – подчеркнул Александр Лукашенко.

 

Теперь к апробации и внедрению единого дня голосования, который определен для белорусов 25 февраля, вплотную подошла и наша республика. И мы будем использовать международную практику с пользой для Беларуси.
Нельзя не отметить сопутствующие этой новой политической реальности изменения. В нынешней избирательной кампании участки для голосования за рубежом образовываться не будут, а все желающие исполнить свой гражданский долг смогут это сделать только на территории Беларуси. Для участков, расположенных в сельской местности, может быть установлен другой, отличный от общеустановленного, режим работы. Испорченный по каким-либо причинам бюллетень можно будет заменить только один раз. Установлен запрет на вынос выданного бюллетеня за пределы помещения для голосования, а также осуществление фото- и видеосъемки заполненного бюллетеня – это сделано для предотвращения провокаций ради скандалов и хайпа.

 

Депутатов Палаты представителей Национального собрания правомочны избирать только граждане Республики Беларусь, а вот депутатов местных Советов – в том числе и граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории нашей страны. Кандидатами в депутаты местных Советов депутатов не могут быть избраны граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость. Не получится выдвинуться в народные избранники и тем, у кого имеется гражданство или иной документ иностранного государства, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими и религиозными взглядами или национальной принадлежностью: в частности, сюда же относится наличие так называемой «карты поляка».

 

Самым главным в избирательной кампании-2024 является, с одной стороны, предоставление полной свободы для волеизъявления белорусского электората и в то же время с другой – создание надежного заслона тем, кто стремится на этом фоне к разного рода провокациям и дестабилизации общества и государства.

 

«Избирательная система становится более прозрачной и прогнозируемой»

 

 

Начальник отделения по Брестской области Белорусского института стратегических исследований кандидат политических наук Эдуард СЕВЕРИН:

 

– Прошло два года с момента подписания Главой государства Александром Лукашенко Закона «Об изменении Конституции Республики Беларусь», который вводит единый день голосования на выборах депутатов всех уровней. Подтверждением тому стало размещение на национальном правовом интернет-портале страны документа, в тексте которого отмечалось – «Внести в Конституцию Республики Беларусь от 15 марта 1994 года следующие изменения: статью 67 дополнить частью следующего содержания: «Выборы депутатов проводятся в единый день голосования». Обе палаты парламента Беларуси приняли законопроект о соответствующих поправках в Конституцию 4 октября 2021 года.

 

Закон был разработан в связи с обращением обеих палат белорусского парламента к Президенту по вопросу закрепления в Конституции возможности проведения выборов в местные Советы депутатов двадцать девятого созыва одновременно с проведением выборов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва. Соответственно, местные Советы депутатов 27-го созыва осуществляют свои полномочия до начала полномочий местных Советов депутатов, избранных в единый день голосования. Изменения, по мнению парламентариев, будут способствовать обеспечению эффективности, стабильности и преемственности работы депутатов местных Советов депутатов, а также позволят избежать дополнительных бюджетных расходов, организационных и временных затрат.

 

До единого дня голосования в Беларуси остается все меньше времени, вместе с тем уже сейчас можно говорить о широком спектре преимуществ, которые появляются благодаря принятию и поддержке данного решения.
Во-первых, создаются более комфортные условия для избирателей, поскольку в одно посещение участка для голосования одновременно отдаются голоса сразу за нескольких депутатов в различные представительные органы разных уровней: от местного регионального до республиканского. Во-вторых, уменьшаются финансовые издержки на организацию избирательного процесса, экономятся бюджетные средства. К примеру, на проведение выборов в местные Советы депутатов необходимо порядка 25 миллионов рублей, их сохранение в бюджете создает материальную возможность направить эти денежные ресурсы на решение вопросов в рамках государственной социальной политики. В-третьих, появляется возможность снять излишнюю политизацию социума, уменьшить нагрузку на людей, занятых в организационной составляющей избирательного процесса. Это вносит большую ясность и понимание в сам избирательный процесс, его механизмы и составляющие.

 

Таким образом, избирательная система становится более прозрачной и прогнозируемой, создаются необходимые условия стратегического планирования для всех субъектов избирательной кампании – в первую очередь, потенциальных кандидатов, которым нужно думать о своих инициативных группах или о других способах выдвижения, провести работу с людьми, проработать свои программы, продумать медийное сопровождение.
В свою очередь, во время предвыборной агитации и в единый день голосования избиратель сможет четко увидеть и понять, как выстраивается политическая и общественно-гражданская вертикаль. У людей появляется возможность оценить примерный коэффициент полезного действия будущего депутата, понять, чего от него ожидать, получить представление, как в последующем будет работать цепочка депутатской деятельности от верхнего уровня до низового территориального.

 

Надо быть готовым к тому, что в разных регионах каждый избиратель будет получать разное количество бюллетеней. Например, в Минске гражданам для голосования выдадут всего два бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей Национального Собрания и Минского городского Совета депутатов. А в сельских населенных пунктах каждого района Беларуси, включая те, что входят в Брестскую область, жители получат сразу четыре бюллетеня, по выборам депутатов сельского, районного, областного Советов и по выборам депутатов Палаты представителей. Возможно определиться сразу с ходу будет непросто, придется поднапрячься, сравнивая и сопоставляя немалое количество кандидатур, но, вместе с тем, думаю, в итоге наши граждане сделают правильный выбор.

Яндекс.Метрика