В преддверии Дня Октябрьской революции начальник отделения Белорусского института стратегических исследований по Брестской области, кандидат политических наук Эдуард СЕВЕРИН рассказал «Заре» об особом значении даты 7 ноября в становлении и развитии нашего государства.
– 7 ноября в разные периоды истории – советской и новейшей – позиционировался по-разному: от Великой Октябрьской Социалистической Революции до октябрьского переворота большевиков. Какое из существующих определений этой даты в настоящее время вы считаете наиболее точным и верным?
– То же, что и в эпоху страны Советов – Великая Октябрьская Социалистическая революция. Можно по-разному относиться к ней – как с положительной, так и отрицательной точек зрения: непосредственно связанная с коренной трансформацией общества, она имеет и плюсы, и минусы. Но в целом следует понимать, что это событие повлияло на дальнейший ход не только белорусской, но и общемировой истории, в конечном счете поспособствовав появлению сверхдержавы, которая определяла геополитическое развитие мирового сообщества. В данном контексте 7 ноября имеет определяющее значение и с точки зрения белорусской государственности, поскольку впервые было образовано государственное формирование, имеющее название «Беларусь».
—Какие воспоминания и ассоциации связаны лично у вас с празднованием 7 ноября?
– В детстве, когда мы ходили на демонстрации, всегда была хорошая погода, ощущалась определенная причастность к чему-то серьезному, великому и большому. Необходимость празднования этой даты, ее значимость, ребенок понимал, находясь рядом со взрослыми. Постепенно шло развитие нашей гражданственности, процесс формирования гражданина Советского Союза, БССР, перешагивая каждый раз на следующую ступеньку от октябренка к пионеру и комсомольцу, соответственно, поднимались статусно: это был своего рода социальный лифт.
—Впечатления об эпохе позднего развитого социализма сохранились диаметрально противоположные. Для многих это время запомнилось тотальным дефицитом, чуть ли не километровыми очередями, карточно-талонной системой… Вместе с тем было и немало хорошего – особенно, что касается бесплатного образования и здравоохранения, строительства жилья и социальных объектов, возведения новых предприятий, копеечных цен за «коммуналку» и так далее. Что лучшего мы взяли от советской эпохи и можем взять еще?
– От советской эпохи мы переняли модель социально ориентированного государства, когда все направления политики прямо или косвенно сосредоточены на удовлетворении интересов человека и общества. В данной ситуации независимой и суверенной Беларусью взят принцип коллективизма, ведь только сообща возможно содействовать тому, что называется развитием. Даже исходя из позиции тех же прав человека есть четкое понимание: обеспечить права индивида возможно только через обеспечение прав коллектива. Коллективизм предполагает, в том числе наличие взаимоуважения и взаимопомощи. В этой ситуации надо понимать, что если общество и государство не способны помочь одному, значит, они не способны помочь никому. В общем и целом коллективизм не дает в процессе социализации формирования личности индивидуализму перерастать в эгоизм.
– Спустя десятилетия нынешние поколения порой пытаются заверить в том, что СССР изначально был обречен на развал вследствие своей неэффективной экономической политики. История не знает сослагательного наклонения, и все же… Мог ли сохраниться Советский Союз и при каких условиях?
– Конечно, СССР мог сохраниться, вместе с тем на определенном этапе в конкретный исторический период пришли те политические лидеры, которые больше думали не о развитии государства, а об удовлетворении своих собственных интересов, реализации личностных амбиций. Как отрицательный результат – отсутствие стратегии развития со стороны руководства государства и абсолютно непродуманная политика с точки зрения внешнего вектора в конечном счете привела к развалу Советского Союза. А что касается его неэффективности, как это иногда преподносится, давайте вспомним, кто первым полетел в космос, сыграл определяющую роль в победе во Второй мировой войне, чья система образования была признана одной из наиболее эффективных. С точки зрения социальной повестки, вспоминая свое детство и юность, теперь понимаю, почему оно было счастливым: я никому не завидовал.
– Вряд ли кто-то поспорит с утверждением о том, что в советскую эпоху этот праздник отличался своим объединяющим консолидирующим характером. Можно ли сказать то же самое о нынешнем времени? Или названный красный день календаря теперь является по-настоящему праздничным только для определенных групп населения?
– Конечно, нужно понимать, что времена изменились, мы давно не живем в Советском Союзе, уже успело вырасти не одно поколение за период независимости и суверенитета Республики Беларусь. Для одних 7 ноября все также, как и ранее, очень важно, для других – не очень, тем не менее основной акцент остается прежним: названная дата была и остается государственным праздником. И, следовательно, праздновать ее необходимо, ретранслируя в современное общество ряд давних моментов истин: с этой датой, в частности, тесно связаны мировое признание белорусского народа, белорусской государственности, реализации нашего права на самоопределение. При таком подходе будет больше понимания значимости этой даты.
– Сейчас 7 ноября лично для себя и в целом для независимой суверенной Беларуси вы позиционируете этот день как праздник прошлого или настоящего и будущего?
– Будучи политологом, я воспринимаю этот красный день календаря как праздник прошлого и, безусловно, настоящего. Говорить о том, что 7 ноября в качестве государственного праздника сохранится на еще какой-либо длительный хронологический период, – сложно в силу неопределенности: всё будет зависеть от того, как будет меняться наша история, наша жизнь и какие идеалы будут восприняты нашим белорусским обществом на новом историческом этапе. Нельзя не отметить, что те же лозунги, сегодня называемые слоганами, которые в свое время вывела в сферу публичной политики партия большевиков – «Мир – народам», «Фабрики – рабочим», «Землю – крестьянам» оказались очень востребованными и актуальными, не устарев в мировом масштабе и с учетом нынешней реальности.
– Согласно одному из мнений, бытующем в историческом и научно-исследовательском сообществах, 7 ноября с полным правом можно считать днем зарождения белорусского государства, так как именно партия большевиков заявила о праве наций на самоопределение. Можно ли с этим согласиться?
– Можно, но при этом необходимо понимать смысл употребляемых категорий. Говоря о формировании национальной белорусской идеи, вспоминаем наших великих песняров – Янку Купалу, Якуба Коласа, Максима Богдановича и других. Когда речь идет об истории белорусской государственности, имеется в виду глобальный процесс, который мы видим с самого его начала, – момента появления первых государственных объединений на нашей территории: Полоцкого и Туровского княжеств. Когда же мы говорим о белорусском государстве – подразумевается государственное формировании с приставкой «белорусский».
Объявление большевиками права наций на самоопределение явилось, безусловно, важным шагом. Благодаря общей согласованной позиции партии большевиков, национальных организаций, белорусских политических и общественных объединений, поочередно ССРБ, ЛитБел, БССР выступали основами появления Республики Беларусь как суверенного независимого государства. До сих пор многие большие народы – те же курды – не имеют своей государственности. Когда мы говорим о сохранении исторической правды и исторической памяти – принципах, принявших конституционное звучание, следует обозначить, что БССР было выделено как отдельное государство, в 1945 году ставшая одной из стран-членов учредителей ООН. С точки зрения теории международных отношений мы стали полноценным государством, получившим право доступа на международную дипломатическую площадку, право голоса, что также очень значимо, право инициировать определенные заключения международных договоров, и право становится их участниками. Те международные соглашения договорного характера – конвенции, пакты и так далее, которые были подписаны в бытность БССР, остаются и в новой редакции Конституции Республики Беларусь образца 2022 года.
– В свете последних изменений звучат предложения о том, чтобы вместо 7 ноября выходным красным днем календаря объявить 17 сентября – День народного единства. Лично вы поддержали бы такую инициативу-нововведение?
– С позиций и точек зрения политолога и историка – думаю, такой подход вполне обоснован и может обсуждаться на разных уровнях в плане возможной реализации. Как белорус и гражданин своей страны поддержал бы в качестве выходных красных дней календаря и 7 ноября, и 17 сентября. Ведь одна и другая дата, обе в целом и каждая по отдельности, имеют для современной Республики Беларусь основополагающее значение, будучи тесно взаимосвязанными: не было бы революционного 7 ноября 1917 года, думаю, не было бы и освободительно-воссоединительного 17 сентября 1939-го.
Беседовал Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Оставить комментарий