Впервые я попал в Иорданию в начале нулевых, когда летел работать переводчиком в Ирак от одной из российских компаний. Прямых рейсов тогда не было из-за международных санкций, введенных против режима Саддама Хуссейна, и я прибыл в Амман, где провел несколько дней, после чего на машине отправился в Багдад. И вот двадцать лет спустя – новая встреча со страной.
Чудо-судно
На этот раз мы с сыном прибыли в Акабу, единственный порт Иордании. Расположен он на Красном море. Несмотря на то, что город этот по здешним меркам большой и густонаселенный, заблудиться в нем трудно – верный ориентир виден из любой точки города. Это иорданский флаг на побережье, укрепленный на одном из самых высоких в мире – 130 м – флагштоков. Вряд ли найдется где-то другой флаг, который был бы виден аж из трех соседних стран – Израиля, Египта и Саудовской Аравии!
Прогуливаясь по набережной в первый день, мы заметили стоящее у берега некое пассажирское судно довольно внушительных размеров. Но, пожалуй, не обратили бы на него особого внимания – мало ли круизных лайнеров бороздят водные просторы? – однако, приблизившись, прочитали название «The World» (мир). И вот тут стало ясно, что кораблик-то совсем не простой!
…Где-то на исходе прошлого века норвежский судовладелец Кнут Клостер задумался о создании судна, где человек мог бы жить, работать, отдыхать, посещать фитнес-центр или спа-салон, плавать в бассейне, ходить в кино, делать покупки в магазинах, играть, к примеру, в гольф, бильярд или теннис, читать книги, расслабляться в барах – в общем, делать всё то, что делает человек на суше. И при этом – плыть, сочетая, таким образом, каждодневную рутину и непрерывное путешествие!
Уникальный замысел был воплощен в 2002 году, когда на воду спустили судно со 165 квартирами – не каютами! – каждая из которых была сделана по индивидуальному проекту в зависимости от вкуса владельца. Есть на судне и квартирки-студии, и шикарные апартаменты со спальнями, ванными, кухнями и балконами. Одним словом, получился многоквартирный и даже многоэтажный (11 палуб) плавучий дом! Обладателями квартир стали покупатели из 19 стран.
«Мир» непрерывно плавает по всему миру, заходя на несколько дней в тот или иной порт, где пассажиры знакомятся с местными достопримечательностями. При составлении маршрутов, естественно, учитываются пожелания каждого. Обитатели лайнера могут проводить на борту круглый год, а могут, по желанию, оставаться там лишь на несколько месяцев.
Вот такое необычное судно встретилось нам в первый же день пребывания в Иордании.
Петра и Вади-Рам
Выскажу свою точку зрения, с которой кто-то побывавший в тех краях может не согласиться: смотреть в Акабе особо нечего (если только вы не приехали сюда заняться дайвингом). Зато отсюда можно легко и достаточно быстро попасть к двум основным достопримечательностям страны – в Петру и живописную пустыню Вади-Рам.
На следующий день, не теряя времени, мы отправились в Петру, легендарный древний город, вырубленный в скалах набатеями, арабскими племенами проживавшими на этих территориях около 2000 лет назад. Путь в город идет по узкому каньону, в стенах которого находится много пещер искусственного происхождения и склепов. Примерно через километр от начала пути скалы расступаются, и взору открывается величественное – сорок на двадцать пять метров – сооружение с колоннами и скульптурами. Это храм «Эль-Хазне» («сокровищница» – с арабского), в котором, по легенде, спрятал свои сокровища один из египетских фараонов. Есть и другая версия, согласно которой это мог быть мавзолей набатейского царя, проживавшего в І веке нашей эры. Храм целиком вырублен в песчаниковой скале, мельчайшие детали кропотливого труда древних строителей сохранились до наших дней и остается лишь восхищаться их мастерством – что ежегодно и делают тысячи иностранцев, приезжающих в страну.
В окрестностях этого рукотворного чуда снимались некоторые эпизоды по крайней мере двух мировых кинобестселлеров, и если англо-американский фильм «Синдбад и глаз тигра» вы могли и не видеть, то «Индиану Джонса и последний крестовый поход» Стивена Спилберга точно не пропустили! Здесь же снимался один из эпизодов российского фильма «Монах и бес» (2016).
Хотя слова «пустыня» и «пустота» имеют один корень, в пустынередко когда бывает пусто. Наоборот, там бывает очень красиво. В этом мы убедились, когда путешествовали несколько лет назад по африканской Намибии, куда люди со всего мира приезжают полюбоваться древней пустыней Намиб.
Ландшафт иорданской Вади-Рам, вошедшей в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, часто называют то «лунным», то «марсианским» (недаром же здесь снимали «Марсианина» и «Последние дни на Марсе»), как бы подчеркивая – на Земле такого точно быть не может!
Своими живописными пейзажами Вади-Рам не уступает Намибу. Приехав туда на следующий после посещения Петры день, мы оставили арендованную машину на парковке, пересели на джип с шофером – иначе по зыбкому песку не проехать – и отправились покорять дюны и холмы, скалы и извилистые каньоны невероятных цветов и оттенков – желтых, коричневых, оранжевых, кирпично-красных. Не смогу описать вам и «десятой доли таких красот и чудес»: как говорится, лучше один раз увидеть, чем… сто раз прочитать!
Ну а для любителей экстрима – вишенка на торте: спуск на сноуборде по песчаной дюне – если у вас получится, конечно. Доска на этот случай имеется в каждой машине.
Верблюд-путешественник
Посетив Петру и Вади-Рам, мы отправились в столицу страны, Амман. Путь предстоял неблизкий – около трехсот километров – а туристские путеводители не обещали особых достопримечательностей по этому маршруту, поэтому мы коротали время за неспешной беседой. Мы отъехали от Акабы километров на сто, как вдруг увидели впереди на дороге верблюда. В этом не было бы ничего необычного, если бы он, скажем, шел по обочине или пересекал проезжую часть. Но он… ехал! Каким-то немыслимым способом разместившись в кузове пикапа «Тойота», животное невозмутимо созерцало окружающие пейзажи с высоты своей длинной шеи. Догнав машину, мы обнаружили, что верблюд был не один – рядом сидел и верблюжонок! Он тоже вел себя очень спокойно – видимо, сказывалось присутствие мамы. Забавную картинку мне удалось запечатлеть на фото.
Видите, как просто верблюды решают в Иордании проблемы с перевозом своего семейства из пункта А в пункт Б. Заказал машину с шофером – и всего делов-то!
Странные таксисты
Сдать арендованную машину мы решили в столичном аэропорту (он был как раз по пути), и оттуда добраться до Аммана на такси. Так и поступили. Выполнив все формальности и передав машину «с рук на руки», направились к группе таксистов, оживленно беседовавших неподалеку от главного входа. Безразлично взглянув на нас, те продолжали разговаривать. Гм… обычно люди этой профессии, обгоняя друг друга, со всех ног бросаются навстречу потенциальным клиентам, а эти… никакого интереса в глазах. «Нам в отель «Кан Кедиве», – объявили мы. Они без энтузиазма посмотрели на нас. «Так это… рейсовый автобус до города ходит». Мы не могли поверить своим ушам! Их что, заколдовал злой волшебник? «А если все-таки на такси?» – «Ну… ладно. Идите, оформляйте заказ», – молвил один, указывая на какую-то будочку рядом, очевидно, диспетчерский пункт. Только получив на руки квитанцию, где была указана стоимость поездки – 22 динара 50 пиастров, мы начали кое-что понимать.
Фиксированная цена лишила аэропортовских таксистов важной составляющей их бизнеса – возможности торговаться с клиентом, а значит, «накручивать» ее. Почти не сомневаюсь, что они «округлили» бы цену минимум до 25 динаров, а может, и до 30. Двадцать два с половиной динара – это 31 доллар. И если бы торг между водителем и клиентом шел в «зеленых», вряд ли таксист запросил бы именно эту сумму – скорее, 35 или 40.
К их, таксистов, счастью, подобная практика внедрена только в аэропорту – в чем мы и убедились буквально на следующий день, когда до хрипоты спорили с одним из них насчет цены поездки в древний Джераш. Почему же тогда они работают в аэропорту, на совсем не интересных для себя условиях, спросите вы. Боюсь, я не смогу ответить на этот вопрос. Могу лишь предположить, что есть некая «обязаловка», заставляющая водителя отработать какое-то время в аэропорту, после чего ему предоставляется право «бомбить» на столичных улицах.
Амман
Прибыв в столицу и разместившись в отеле, который, судя по табличке на ресепшене, был «сухим», мы отправились гулять по городу. Что такое «сухой» отель? Это такой, в котором не пьют алкоголь. Кстати, и не курят. Штраф за нарушение весьма значителен. Вообще, спиртные напитки продаются в столице свободно, вот только поиски немногочисленных алкогольных магазинов – тот еще квест. Кстати, здешнее пиво «Петра» удивляет своей крепостью – до 18 градусов (!), чего, на мой взгляд, быть не может. А если может – значит это уже не пиво. Попробовав даже «слабенького» 13-градусного, я понял, что прав.
Амман – город на холмах и самый высокий из них называется Цитадель. Находился он от нашего отеля буквально в пятнадцати минутах ходьбы, и первым делом мы направились туда. Отсюда, с высоты 850 метров, открывается прекрасный вид на иорданскую столицу. Амман – город «низкорослый», хотя несколько небоскребов все же имеется. Дома в большинстве своем смотрятся довольно однообразно и непримечательно. Некоторые опасно балансируют на самом краю крутых склонов. Есть и достаточно ветхие строения. Недавнее обрушение одного такого дома привело к гибели девяти человек.
Цитадель является важным историческим памятником. Здесь обнаружены следы нескольких цивилизаций – римской, византийской, омейядской, хотя раскопки показали, что люди селились тут даже раньше. Сохранились развалины храма Геркулеса, византийской церкви и дворца омейядов. Между прочим, британская рок-группа Coldplay в 2019 году провела презентацию своего альбома ‘Everyday Life’ именно в Цитадели, причем трансляция велась на весь мир. С вершины холма хорошо видна и еще одна знаковая достопримечательность Аммана – римский амфитеатр ІІ века нашей эры на 6000 мест, дошедший до нас в своем первозданном виде.
Марсоход… в подарок
Как и в любой столице, в Аммане много музеев. И, конечно, посетить их все невозможно. Поэтому мы остановили свой выбор на автомобильном и танковом. Подъехав к Королевскому автомобильному музею, обнаружили в большом стеклянном боксе у входа некий футуристического дизайна вездеход – белый, но с ярко-желтыми колесами. Он смутно напомнил нам что-то уже виденное прежде, причем, не так давно. Неужели это…?
Да, мы не ошиблись. Это действительно был марсоход, снимавшийся в знаменитом фильме Ридли Скотта «Марсианин». Съемки некоторых «марсианских» эпизодов проходили в упоминавшейся выше пустыни Вади-Рам. После их окончания режиссер подарил машину музею в знак благодарности за то гостеприимство, которое было оказано съемочной группе в Иордании.
Музей был открыт в 2003 году королtм Абдаллой II, основу экспозиции составили машины его отца, страстного коллекционера автомобилей короля Хуссейна. В арабском мире он стал первым музеем подобного типа. Сейчас здесь экспонируется более ста легковых машин и мотоциклов, самые старые из которых датируются началом прошлого века.
Порадовал и музей танков. Никогда еще мне не приходилось видеть столько грозной боевой техники (около 150 единиц), собранной в одном месте. Среди огромного количества американских, английских, немецких танков приятно было увидеть и несколько советских, причtм не только легендарную «тридцатьчетверку».
А еще…
А еще были поездки в древний город Джераш, постройки которого очень неплохо сохранились до наших дней; на реку Иордан, где, согласно Новому Завету, принял крещение Иисус Христос; на живописные берега Мертвого моря, но…
Но безразмерную газету (чтобы я мог поделиться всеми своими впечатлениями) пока не изобрели.
Игорь МАТВЕЕВ, переводчик, журналист, путешественник, г. Барановичи
Фото автора
Оставить комментарий