На прошлой неделе Брест принимал участников научно-образовательной программы «Евразийский диалог», организованной Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова.
Разделенный на три секции «Прошлое», «Настоящее» и «Будущее», диалог стал отражением реального взгляда стран и народов на события Великой Отечественной и шире – Второй мировой войн. О национальных особенностях и спорных моментах истории рассказали эксперты – участники программы «Евразийский диалог».
Жарас ЕРМЕКБАЙ, доктор исторических наук, профессор Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова:
– К сожалению, в последнее время участились разговоры о том, что тот или иной народ внес меньший или больший вклад в победу над фашизмом. Это предмет политического торга на исторической памяти и колоссальных усилиях всей огромной страны – СССР.
Казахстан принял эвакуируемые предприятия с первых дней войны, а по дорогам республики доставлялась значительная часть грузов, необходимых фронту и тылу. К тому же на землю Казахстана были высланы целые народы, которые мы приняли в час нужды и спасли от голодной смерти в наших суровых степях. Эти народы до сей поры помнят тот простой человеческий подвиг.
Из нашей республики на фронт были мобилизованы 1 200 000 человек, треть населения в общей сложности была мобилизована, включая трудовые резервы. Географически Казахстан связан с Южным Уралом и Сибирью, оставаясь важным логистическим узлом. И все годы войны эта роль в той или иной степени влияла на ход событий на фронте и в тылу.
Что касается Беларуси и первых дней войны, когда немцы продвигались стремительно, даже в Брестской крепости оборону держали сотни уроженцев нашей республики. В московской битве отличилась 316-я стрелковая дивизия под командованием И.В. Панфилова, сотни героических эпизодов, вплоть до штурма Берлина. Потому казахстанцы неотделимы от воинов Красной армии и партизан на оккупированных территориях.
Увы, современность дает богатую почву для спекуляций о советском периоде. Чтобы это исключить, нужно встречаться и обсуждать возникающие вопросы максимально широко. Есть пример – голод в Казахстане 20-х годов прошлого века. У нас долгое время были закрыты архивы и историки не могли исследовать эти периоды. Наш президент Касым-Жомарт Токаев создал государственную комиссию по идентификации жертв голода и политических репрессий, эта комиссия работала, и я был в ее составе. Открыли все архивы, поставили все точки и пресекли спекуляции на эти острые темы.
Вот и другие темы следует обсуждать, называть вещи своими именами, не давая почву для необоснованных догадок и политизации отдельных эпизодов истории.
Александр КНЯЗЕВ, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России:
– Незадолго до празднования Дня Победы в СМИ прошла новость о том, что в России, в Краснодарском крае, решением суда ликвидирован созданный в 1990-е годы на частной территории музей и памятник атаману Петру Краснову. Это фигура из Белого движения периода гражданской войны, он в период Второй мировой войны присягнул Адольфу Гитлеру, и казачий полк под его командованием участвовал в войне против СССР и подчинялся СС.
Учредитель и основатель музея, кстати, привлечен к ответственности по экстремистской статье Уголовного кодекса.
Но у меня как у востоковеда несколько иная зона интересов. Так, я участвовал в проекте, который назывался «Интерпретация общей истории России и Центральной Азии, поиск единого знаменателя». Его задача – провести ревизию спорных вопросов истории и найти точки, оттолкнувшись от которых мы могли бы определить общие оценки того или иного события. Сразу могу сказать, что между нашим, российским взглядом, взглядом Беларуси и стран Азии нет существенных расхождений.
Но спорные вопросы имеются, скажем, по Узбекистану, Кыргызстану и Казахстану. Например, известно, что в годы войны гитлеровцами из числа военнопленных создавался Туркестанский легион, это были уроженцы Центральной Азии на службе вермахта. Аналогии с Красновым, Шкуро и Власовым очевидны – это, грубо говоря, предатели советского народа и государства. Такие тенденции вызывают обеспокоенность дипломатов, историков, политологов. Потому что в них явно прослеживаются манипуляция и попытка разыграть националистическую карту.
Айнур ДЖОРОБЕКОВА, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой международных отношений и права Дипломатической академии МИД Кыргызской Республики:
– Мы живем в условиях политического и академического плюрализма и поэтому допускаем интерпретации исторических событий самые разные. Безусловно, что с обретением суверенитета и поиском своей модели политического и экономического развития любой народ бывшего СССР проходит через процесс духовного возрождения, потому пытается оценить исторические заслуги своих предков, вклад своей страны в важные этапы истории человечества.
Сразу нужно сказать, что в Кыргызстане отношение к участникам Великой Отечественной войны очень уважительное. Об этом свидетельствует инициатива первого президента Аскара Акаева по приравниванию блокадников Ленинграда к ветеранам, участникам боевых действий. Эта инициатива была реализована. У нас открыт памятник блокадникам Ленинграда и жителям Кыргызстана, выходившим детей блокады после эвакуации. В текущем году президент утвердил выплаты ветеранам войны в размере 100000 сомов – это чуть больше 1000 долларов.
Отмечу, что в 1941 году население нашей республики составляло всего 1,5 миллиона, на фронт ушло 365 тысяч человек, каждый пятый житель, и в то же время Кыргызстан принимает около 300 тысяч человек эвакуированных. И спустя годы мы чтим и помним героев войны и труда, тыловиков и блокадников: торжественные мероприятия и акции проводятся в Кыргызстане на самом высоком уровне. В этом мы едины с народами бывшего СССР и, в частности, с Беларусью.
Историки даже спустя десятилетия продолжают исследования в поисках объективной картины о событиях Великой Отечественной войны не с целью создать новый миф, наоборот, стоит задача разрушить мифы прошлого. Как пример, журналисты незаслуженно обделили вниманием большую часть солдат, которые погибли вместе с известными 28 панфиловцами. Героически сражались бойцы других дивизий, и об этом нужно говорить ради объективной оценки и памяти героев обороны Москвы.
После обретения независимости словосочетание Великая Отечественная война во многих случаях стало заменяться на Вторая мировая и в учебниках, и в научной публицистике. Сегодня возвращаются прежние наименования и происходит отход от ярой борьбы с советским прошлым.
Через подобные процессы – отрицание прошлого, мифотворчество и переписывание истории – проходят многие молодые государства в поисках своей идентичности. И задача ученых-историков путем открытой дискуссии, не замалчивая спорных моментов и острых тем, искать точки объединения. Говоря это в Беларуси, где с исторической памятью о событиях Великой Отечественной всё более чем хорошо, есть надежда, что голос разума возобладает на всей территории бывшего СССР, в семье народов Содружества Независимых Государств. Ведь у нас общее героическое прошлое и открытая дорога в будущее.
Материалы подготовил Роман АНШИЦ, фото автора