Продажи новых легковых автомобилей в Беларуси просели в сравнении с прошлым годом. Об этом свидетельствует статистика Белорусской автомобильной ассоциации, которая недавно опубликовала цифры за первый квартал текущего года.
Что с импортом?
За январь – март белорусские дилеры реализовали чуть более 9 тысяч новых легковушек. Это на 8,6 процента меньше, чем за тот же период прошлого года. Цифры неутешительные, но некоторые эксперты давали и более пессимистичные прогнозы.
Если зимой авторынок развивался более-менее стабильно, то весной – с началом «спецоперации» в Украине – его начало заметно штормить. Сказались и курсы валют, и проблемы с импортом, и приостановка российских автомобильных производств. Последнее оказалось особенно критичным. Ведь большинство новых автомобилей в Беларусь завозится из России.
В марте проблемы начались практически у всех российских автозаводов – от «АвтоВАЗа» и Renault до Kia и VW. Недосчитавшись импортных компонентов, производства уходили на внеплановые каникулы. Отгрузки дилерам сократились. Легковушки оказались в дефиците, и продавцы вынуждены были серьезно поднять цены.
Рейтинг бестселлеров
Поскольку продажи упали примерно у всех марок, рейтинг бестселлеров почти не изменился. Лидером на белорусском рынке новых автомобилей осталась Lada. Под этой маркой за первый квартал реализовано почти 2,8 тысячи машин из салона.
Второе место держит белорусско-китайский Geely. Несмотря на трудности, нашим дилерам удалось сделать запас машин на складах, поэтому дефицита автомобилей в отчетный период не наблюдалось. За январь-март продано почти 1,1 тысячи экземпляров.
На третье место вышла корейская марка Kia, потеснив Renault. Ее результат – 999 машин против 845 «французов». Впрочем, и в том, и в другом случае львиная доля автомобилей поставлялась с российских заводов.
Личный зачет
В модельном рейтинге обошлось без сюрпризов. Статус самой популярной удержала Lada Vesta, доступная у нас в виде седана и универсала, а также их «внедорожных» версий Cross. За первые три месяца года продано чуть более 1,3 тысячи штук, то есть модель обеспечила почти половину тиража Lada в Беларуси.
Второе место – у Kia Rio, которая предлагается в кузовах седан и «высокий хэтчбек». Ее тираж составил 800 экземпляров. Третье место взял лифтбек VW Polo, который выбрали около 500 покупателей.Четвертым
пришел кроссовер Duster, который выпускается на московском конвейере Renault. Он дал чуть более 400 экземпляров. Ну а замкнул пятерку «белорусский китаец» Geely Coolray с проданными 374 машинами.
Что дальше?
Подводя итоги квартала, эксперты БАА говорят, что первый удар белорусские автодилеры в целом выдержали за счет наличия автомобилей на складах и временного обесценивания российского рубля к белорусскому. Однако развитие ситуации сильно зависит от положения дел в России, откуда к нам импортируются практически все марки и модели, кроме премиум-сегмента и локализованных у нас Geely.
Российская сторона сейчас пытается решить вопрос с поставками комплектующих на свои заводы путем «параллельного импорта». Кроме того, ряд брендов намерен передать или продать свои активы российской стороне, чтобы не закрывать заводы. По словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, такую схему рассматривает компания Renault, которая владеет почти 2/3 акций «АвтоВАЗа». Свою долю французы планируют отдать российским инвесторам за символическую сумму, сохранив право обратного выкупа.
Долю машин, недополученных из России, могут восполнить белорусско-китайские производители – речь о «БелДжи» с популярными ныне Geely. Кроме того, в Беларуси недавно сняты ограничения для иностранных грузовиков-автовозов, что, возможно, простимулирует поставки машин из ЕС.
Иван СЕРГЕЕВ